Многочисленные зарубежные источники исходной моделью российского барражирующего боеприпаса (ББ) «Герань-2» называют беспилотный летательный аппарат (БПЛП) «Шахид 136» (Shahed 136), разработанный в Иране и поступивший на вооружение в 2020 году.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Аппарат имеет длину 3,5 м и размах треугольного крыла 2,5 м. Максимальная взлетная масса 240 кг. Масса боевой части (БЧ) – 50 кг.
Композитная сотовая конструкция БПЛА приводится в движение четырехцилиндровым поршневым двигателем MD 550 мощностью 50 л. с. Этот двигатель, изначально разработанный в Германии, теперь производится в Китае и Иране. Движение обеспечивает толкающий двухлопастной винт. Максимальная скорость полета достигает 185 км/ч, а заявленная дальность – 2500 км.
«Шахид 136» использует инерциальную, а также глобальные навигационные спутниковые системы (GNSS). Некоторые источники предполагают наличие оптического датчика или радиолокационного приёмника для повышения точности.
Хотя «Шахид 136» часто представляют как разведывательный беспилотник, по мнению западных экспертов, он больше похож на экономичную крылатую ракету, которая запускается только по неподвижным целям с заранее установленными координатами.
Утверждается, что «Шахид 136» производится по лицензии в России под названием «Герань-2».
Российский барражирующий боеприпас «Герань-2»
Российское производство быстро выделилось на фоне иранских моделей. Прежде всего, вместо сотовой структуры конструкция российского аппарата выполнена из стекловолокна, армированного углеродным волокном. Предполагается, что эта модификация позволит облегчить крупномасштабную индустриализацию. Дополнительно внесены улучшения в электронику.
Импортный блок спутниковой навигации заменён на модель «Комета-М», работающую с системой ГЛОНАСС. Это производимое в России оборудование имеет более устойчивые к помехам антенны и также используется в БПЛА «Форпост-Р» и «Орлан-10». Кроме того, заменен на производимый в России контроллер полёта.
В целом считается, что российские инженеры упростили конструкцию оригинального «Шахида», улучшив распределение массы электронных компонентов, что привело к повышению устойчивости полёта. Некоторые электронные компоненты модернизированы узлами российского производства, хотя некоторые компоненты по-прежнему поставляются с Запада. Кроме того, модифицирована БЧ на более эффективный осколочный заряд для поражения инфраструктуры.
Позднее «Герань-2» была покрыт чёрной краской, что сделало её менее заметной в ночное время. Хотя «Герань-2» остаётся недорогой крылатой ракетой и её относительно легко сбить средствами ПВО, тем не менее, она успешно истощает противовоздушную оборону и перегружает её своими многочисленными запусками.
ТТХ барражирующего боеприпаса «Герань-2»:
Длина. м | 3,5 |
Взлетная масса, кг | 200 |
Высота полета, мин/макс., м | 60 / 4 000 |
Размах крыла, м | 2,5 |
Предельная дальность полета, км | 2 000 |
Скорость полета, макс., км/ч | 180 |
Продолжительность полета, макс., час | 12 |
Масса БЧ, кг | 50 |
Мощность двигателя, л.с. | 50 — 90 |
Другие улучшения ББ «Герань-2»
Зарубежные СМИ отмечают, что с марта 2024 года на Украине появилась новая версия «Герань-2», изменения в конструкции которой гораздо более значительны, чем в предыдущих моделях.
Перестановка некоторых элементов оборудования позволила освободить место, необходимое для большей боевой нагрузки. Масса БЧ увеличилась с 50 до 90 кг. Для барражирующего боеприпаса «Герань-2» разработаны два специальных типа боевых зарядов: термобарический и осколочно-фугасный.
Предполагается, что увеличение полезной нагрузки привело к значительному сокращению автономности. Степень этого сокращения неизвестна, но считается, что дальность полёта «Герань-2» все-таки будет превышать 1000 км. Этого более чем достаточно для нанесения ударов по всей территории Украины, поскольку ни одна точка на Украине не находится более чем в 600 км от территории, контролируемой российскими войсками. Такая дальность полёта также позволяет вести огонь на значительном расстоянии от линии боевого соприкосновения, обеспечивая относительную безопасность пусковых установок.
На уровне навигации, в дополнение к системе «Комета-М», которая обеспечивает лучшую устойчивость к помехам GNSS, также устанавливаются GSM-трекеры с SIM-картой оператора «Киевстар». Это позволяет «Герань-2» использовать геолокацию на основе местоположения антенн мобильной связи (GSM).
Утверждается, что такой метод геолокации обеспечивает точность около 200 м в городских районах с большим количеством ретрансляционных антенн, но в сельской местности точность ниже и может достигать нескольких километров. Функция позволяет дрону обнаруживать зоны помех и «подмены» сигналов GNSS. Полученная информация может передаваться российским войскам через зашифрованную сеть «Телеграм» с помощью встроенного 4G-модема.
На некоторых «Герань-2» также замечена коммерчески доступная камера «PTZ», что позволяет отправлять фотографии определённых мест напрямую через сеть «Телеграм». Неясно, является ли эта функция стандартной, поскольку предполагается, что не все новые БПЛА «Герань-2» оснащены ею. Это может касаться только нескольких экземпляров, предназначенных для конкретных задач.
Помимо 4G-модема, были обнаружены отдельные средства связи российского и китайского производства. Среди них, в частности, модули передачи данных SFGT-HF0505UF и XK-F403E-150 китайского производства, а также NWAVE TRX-8D российского производства. Также имеются видеокодеры, позволяющие передавать изображение с камеры в режиме реального времени. Набор совместим со станцией управления «Set-1 Sector» дрона «Supercam» российского производства. На практике это позволяет поддерживать связь на дальности до 100 км от станции управления. Дистанцию можно удвоить с помощью дрона-ретранслятора.
Эксплуатационные последствия
По оценке профильных СМИ, из крылатой ракеты «для бедных» «Герань-2» превратилась в малозаметный барражирующий боеприпас и разведывательную платформу. Навигация с помощью GSM-позиционирования «Герань-2» позволяет ВС России наносить на карту зоны подавления и имитации сигналов GNSS, не оказывая существенного влияния на систему. Следя за траекторией в режиме, близком к реальному времени, российские войска также могут динамически изменять маршруты своих ударных средств, избегая зоны ПВО и используя сложные траектории.
Связь 4G позволяет «Герань-2» получать изображения из определённых точек, даже в глубоком тылу украинской территории, пополняя, таким образом, разведывательные данные. В результате даже сбитые «Герань-2» предоставляют ценную информацию о наличии наземных/воздушных систем противника. Прямая радиосвязь позволяет использовать их в качестве разведывательных средств в полосе шириной от 100 до 200 км. Это обеспечивает тактический уровень, позволяющий поражать цели по мере их обнаружения.
Будущие разработки
Источники отмечают, что в российской прессе упоминается проводимое исследование, касающееся возможности установки на «Герань-2» буксируемой приманки, изготовленной из линзы Люнеберга. Линза позволяет увеличить радиолокационную заметность и привлечь зенитные ракеты к приманке, тем самым снизив эффективность ПВО Украины. Такие «Герань-2» должны использоваться на больших высотах, чтобы вынудить обороняющихся применять более эффективные противовоздушные системы и, следовательно, более дорогие ракеты.
Основная идея заключается в том, чтобы быстрее истощить запасы ракет для наземных и воздушных средств ПВО, снизив вероятность попадания в «Герань-2» благодаря этой буксируемой приманке.
По мнению западных экспертов, война на Украине знаменует собой эволюцию. После подавления (SEAD) и уничтожения (DEAD) ПВО противника, которые показали свою ограниченность перед лицом плотной и многочисленной обороны, вероятно, появляется понятие истощения ПВО (ADD).
За исключением двигателя и аэродинамической конфигурации российский барражирующий боеприпас «Герань-2» больше не имеет ничего общего со своим предшественником «Шахид 136». В остальном российские инженеры превратили его в универсальную платформу, способную служить в качестве «недорогой» крылатой ракеты и мишени для наземной/воздушной обороны.
Несмотря на то, что платформа стала более сложной, производственный процесс, принятый в России, должен помочь ограничить рост затрат. Максимальная стоимость единицы продукции оценивается в диапазоне от 20 до 30 тыс. долл. США. Возможно даже, что эта стоимость снизится при увеличении объёмов производства. Если автомобильная промышленность способна производить сотни тысяч одинаковых автомобилей в год, то мы можем представить, что то же самое будет и с «Герань-2».
Кроме того, не все «Герань-2» оснащены всем необходимым оборудованием. Некоторые, вероятно, остаются простыми и недорогими крылатыми ракетами, которых достаточно для нанесения ударов на большую глубину и выполнения задач по насыщению. «Герань-2» сама по себе стала целым рядом векторов, которые, несмотря на простоту конструкции, позволяют удовлетворить целый ряд дополнительных потребностей.
По материалам ресурса meta-defense.fr
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Ваши комментарии