Принятая Анкарой политика «Открытого моря» призвана гарантировать длительное пребывание боевых кораблей ВМС Турции в отрыве от береговых баз снабжения. Для удовлетворения потребности сил во вспомогательных кораблях нового поколения инициирован проект «Корабли снабжения для пополнения запасов в море» (тур. аббр. – DIMDEG, подробнее частьI). Продолжим рассмотрение темы.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Строительство судов поддержки
Проект закупки судов поддержки (Logistic Support Ship, LSS) стартовал в июле 2012 года. Он подразумевает приобретение двух танкеров местной постройки. Они предназначены для оказания поддержки надводным кораблям и элементам береговой инфраструктуры путем удовлетворения их потребностей в жидком топливе (F-76 и JP-5), пресной воде и продовольствии. В качестве варианта их использования рассматривается оказание гуманитарной помощи и участие в миротворческих операциях.
Исполнителем проекта в мае 2014 года была выбрана частная верфь Selah Shipyard (г. Стамбул). Подписание контракта c Управление оборонной промышленности Турции (SSB) состоялось 4 ноября 2014 года, а предоплата переведена уже 24 ноября. Согласно контракту, ввод судов в эксплуатацию предусматривался в 2018 году. Строительство головного судна серии TCG YUZBASI GUNGOR DURMUS (A-574) началось в 2015 году. Судно спустили на воду 8 октября 2016 года на верфи Selah. Спуск на воду второго судна проекта TCG USTEGMEN ARIF EKMEKCI (A-575) состоялся 8 июля 2017 года.
Между тем, в 2019 году компания Selah Shipyard объявила о своем банкротстве из-за экономического кризиса и не смогла выполнить взятые обязательства по контракту. Как следствие, во второй половине 2019 года SSB расторгло договор. В последствие, для достройки и поставки танкеров заказчику была выбрана турецкая компания STM. Согласно действующему графику, ввод TCG YUZBASI GUNGOR DURMUS в состав ВМС Турции планировался на 2021 год, TCG USTEGMEN ARIF EKMEKCI – на следующий, 2022 год.
Согласно публикациям, корабли имеют водоизмещение 8744 тонны и следующие основные размерения: длина 105,44 м, ширина 16,8 м, осадка 6,1 м. Экипаж 70 чел. Силовая установка (два дизельных двигателя по 2 тыс. л.с.) при полной загрузке позволяет развивать скорость более 12 узлов. Дальность плавания 9500 морских миль при состоянии моря 2 балла (слабое волнение, высота волн 0,1-0,5 м). Грузоподъемность 4036 т дизельного топлива F-76, 336 т вертолетного топлива (F-44/JP-5), 594 т пресной воды и не менее 108 куб.м продуктов питания. Конструкция позволяет транспортировать 8 контейнеров.
На борту предусмотрено медицинское помещение, приспособленное для выполнения хирургических операций. На кораблях оборудована большая вертолётная палуба, позволяющая осуществлять дневной и ночной взлёт, посадку, заправку и обслуживание вертолётов полетной массой до 15 т. Суда также оснащены гидравлическим краном грузоподъемностью 18 т и электрическим краном грузоподъемностью 2 т. Основным вооружением служат два 12,7 мм пулемета.
Танкеры пополнения для быстроходных боевых кораблей
В рамках проекта DIMDEG 9 декабря 2020 года SSB направило местным судостроителям документ с запросом предложений (RFP) относительно поставки двух новых (плюс два дополнительных) танкеров пополнения для быстроходных боевых кораблей (Fast Attack Craft, FAC). Ожидаемые предложения должны включать также обеспечение запасными частями, услуги по подготовке экипажей и соответствующую сопутствующую документацию. Согласно RFP, участникам торгов следовало представить свои предложения до 15 марта 2021 года.
По замыслу командования ВМС Турции, основной задачей новых танкеров станет безопасное и быстрое удовлетворение кораблей класса FAC, находящихся в районах ожидания, в жидком топливе в условиях возможных морских операциях и/или ведения военных действий. В настоящее время эта задача возложена на танкеры типа «Албай Хакки Бурак». В конце марта 2021 года начальник отдела военно-морских платформ SSB Альпер Козе (Alper Kose), заявил, что соответствующий тендер по закупке танкеров пополнения начнется в ближайшее время.
Таким образом, реализация политики «Открытого моря» потребовала от турецкого руководства усиления состава флота вспомогательных кораблей, который к 2025 году должен увеличиться не менее, чем на 5 единиц. Главной отличительной особенностью новых проектов станет их способность к совместным действиям с более быстроходными надводными кораблями (фрегатами, корветами, ракетными катерами). Кроме того, универсальность их конструкций, позволит транспортировать широкую номенклатуру грузов и выполнять разнообразные функции: от пополнения запасов в море, до оказания медицинской помощи и организации боевого управления.
По материалам журнала European Security & Defence
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Ваши комментарии