Экспериментальный корабль М80 "Стилетто"

Экспериментальный корабль M80 Stiletto ВМС США

Испытательный экспериментальный корабль M80 Stiletto предназначен для прибрежных операций. Ныне несуществующее Управление по трансформации (OFT) при министре обороны США Дональде Рамсфелде заказало его разработку в середине 2000-х годов.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Изначально судно задумывалось как центральный элемент инициативы Project WolfPAC. Её целью было обновление «сетецентрических» возможностей боевого управления, а также повышение боевой эффективности небольших кораблей, действующих совместно с другими судами, подразделениями специального назначения и беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) в сложных прибрежных условиях. Программа «Стилетто» также была частью более масштабного плана главы  OFT адмирала Артура Цебровски по переводу ВМС США на более мелкие, дешёвые и многочисленные суда, оснащённые передовыми технологиями.

Инициатива WolfPAC описывалась так:

«В XXI веке война потребует гибкости и применения специализированных сил для борьбы с более распространёнными угрозами. В рамках объединённых сил спецподразделения и им подобные силыдолжны быть готовы к поддержке многочисленных одновременных, рассредоточенных, децентрализованных сражений и кампаний как против обычных, так и против нетрадиционных адаптивных противников. Противник разработал стратегии отрицания и обмана, которые могут нейтрализовать наше технологическое превосходство. Поэтому завтрашние объединённые силы должны быть взаимозависимыми и согласованными, чтобы «проводить одновременные, распределённые и параллельные операции, синергетически взаимодействуя на разных уровнях ведения войны».

WolfPAC – это оперативный эксперимент OFT, целью которого является изучение командования и управления географически рассредоточенными, объединёнными в сеть, автономными и полуавтономными ресурсами.

В качестве экспериментальной площадки WolfPAC поможет решить некоторые из наиболее сложных тактических и оперативных проблем, связанных с сетевым управлением и контролем. В качестве экспериментальной площадки WolfPAC будет использовать широкий спектр активов и исследовать, можно ли разработать новый подход к боевому управлению и внедрить его в операции в речных и прибрежных районах»

Высокоскоростной экспериментальный корабль М80 «Стилетто»
Высокоскоростной экспериментальный корабль М80 «Стилетто»

ТТХ экспериментального корабля M80 Stiletto

ТипМногокорпусный экспериментальный корабль
РазработчикM-Ship (Сан-Диего, США)
СтроительKnight & Carver (Сан-Диего, США)
ОператорВМС США
Экипаж, чел3 команда + 12 ССО
Размерения и водоизмещение
Длина, м27
Ширина, м12,2
Высота, м5,6
Осадка, м0,8
Водоизмещение полное, тонн60
Двигательная установка и мореходные качества
Двигательная установка4 х Caterpillar C32 (1652 л. с.)
Валы/винты4/4
Скорость, узлы50
Дальность хода, морских миль500

Особенности конструкции

Экспериментальный корабль М80 «Стилетто» спроектирован компанией M-Ship и построен с использованием передовых композитных материалов предприятием Knight & Carver в Сан-Диего. По описанию МО США, конструкция корабля позволяет направлять энергию, которая создаётся в виде кильватерного следа на обычных судах с V-образным корпусом, под судно в туннели, образованные формой его М-образного корпуса.

М-образный корпус М80 «Стилетто»
М-образный корпус М80 «Стилетто»

При движении корабля эта энергия создает гидродинамическую подъемную силу. В результате «Стилетто» приподнимается над водой примерно на 30 сантиметров. Относительно небольшой вес конструкции из углеродного волокна по сравнению со стальным или алюминиевым судном, а также его прочность обеспечивают очень выгодную грузоподъёмность и способствуют высокой скорости.

Применяя концепцию высокоскоростного судна к технологии M-образного корпуса OFT в сотрудничестве с Командованием сил специальных операций США (SOCOM) построили материнский корабль, помогающий высаживать оперативников ССО. Для этого в корпусе «Стилетто» предусмотрен внутренний отсек для 11-метровой надувной лодки с жестким корпусом (RHIB).

Кормовой вход во внутренний отсек
Кормовой вход во внутренний отсек

Форма корпуса «Стилетто» значительно снижает его сопротивление, кильватерный след и акустическую заметность. Кроме того, она обеспечивает гораздо более устойчивую платформу, чем традиционные однокорпусные конструкции, что отлично подходит для спуска на воду и подъёма небольших транспортных средств, как пилотируемых, так и беспилотных.

Экспериментальный корабль «Стилетто» изначально создавался как демонстратор технологий с дополнительными целями. Одна из них была связана с уникальной физической формой корабля, а другая – с тем, что находилось внутри судна. Идея заключалась в том, чтобы конструкцию M80, включая его М-образный корпус, можно было значительно увеличить или уменьшить в случае, если бы в дальнейшем было решено запустить в производство изделие, основанное на подобной конструкции.

Корабль включает также множество передовых на момент проектирования технологий с упором на адаптивность. В частности, речь идет о концепции компьютерной сети с открытой архитектурой, получившую название «электронный киль».

Изначально она состояла из 1-гигабитной локальной сети с четырьмя серверными стойками, в которых размещались блейд-серверы Kontron. Плоские тактические дисплеи, расположенные по всему кораблю, в том числе на серии футуристичных амортизирующих рабочих станций, находящихся в рабочих отсеках корабля. Станции позволяют отображать «объёмную картину» боевой обстановки вокруг «Стилетто», объединяя информацию от РЛС, средств РЭБ, беспилотных воздушных, надводных и подводных аппаратов, инфракрасных систем и других датчиков.

Рабочие станции внутри корабля
Рабочие станции внутри корабля

Предполагалось также, что новое оборудование будет добавляться по принципу «подключай и работай» просто через USB-интерфейс и загрузку программного обеспечения в компьютерную систему корабля. Эта концепция легко настраиваемого «электронного киля» теперь становится стандартной для многих боевых кораблей ВМС США, от высокотехнологичных патрульных катеров до малозаметных эсминцев.

«Стилетто» превратился из концепции в реальность всего за 18 месяцев, что невероятно быстро, учитывая, насколько уникальным он был в то время и, честно говоря, насколько уникальным он остаётся и сегодня. Стоимость строительства M80 составила относительно небольшую сумму – 10 млн. долл. США. Место базирования – ВМБ Литтл-Крик, Калифорния.

Экспериментальный корабль в рабочем цеху
Экспериментальный корабль в рабочем цеху

Возможности «Стилетто» позволяют ему работать на глубинах всего 0,8 м.  Уникальная конфигурация винтов хорошо подходит для плавания на мелководье, но для более малых глубин вместо винтов могут использоваться реактивные водометы.

Чрезвычайно малая осадка корабля не сказывается на его скорости или устойчивости. При полной комплектации он может разгоняться до 50–55 узлов. На полной скорости дальность хода составит 500 морских миль, но её можно увеличить с помощью дополнительных топливных баков. При «крейсерской» скорости около 40 узлов дальность хода возрастет значительно. M80 способен выполнять задачи при волнении до 5 баллов (2-метровые волны) и был испытан на скорости 51 узел при волнении до 4 баллов (1,5-метровые волны).

Конфигурация винтов М80
Конфигурация винтов М80

Его конструкция, напоминающая блин, обеспечивает большой внутренний объём, не ограниченный обычной линейной конфигурацией стандартных судов. В результате получается очень просторная зона для размещения экипажа и грузов, а также лётная палуба наверху, которая занимает большую часть площади корабля. В базовую конструкцию также входит задний пандус для спуска на воду и подъёма жёстких надувных лодок (RHIB) и необитаемых надводных и подводных аппаратов.

После передачи ВМС в 2006 году и прохождения испытаний, связанных с инициативой WolfPAC, экспериментальный корабль участвовал в длинном списке сложных военно-морских учений. Он перевозил операторов ССО, использовался в качестве корабля боевого управления, участвовал в операциях по разминированию и работал в качестве платформы для перехвата наркотиков.

В конце концов «Стилетто» отправили в Карибский бассейн, где в Колумбии    он преследовал наркоторговцев там, где другие суда не могли, а именно по мелководным рифам на высокой скорости. В 2012 году M80 работал на НАСА, захватив испытательный образец надувного спускаемого аппарата Experiment 3 (IRVE-3), который был запущен с острова Уоллопс и приводнился у побережья Северной Каролины.

M80 также использовался в одной из первых экспериментальных миссий по запуску лёгких БПЛА с небольших судов для поддержки специальных операций. Дроны использовались для ретрансляции связи за пределами прямой видимости и для обеспечения наблюдения в реальном времени за «морскими котиками» во время операций. Сегодня развёртывание небольших БПЛА с тактических быстроходных катеров стало обычным делом, особенно в сообществе ССО. По заключению специалистов, в ближайшие годы М80 «Стилетто» продолжит играть важную роль для ВМС США в развитии новых технологий ведения боевых действий на море.


По материалам ресурса twz.com

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *