Многоцелевой истребитель Су-35С

Многоцелевой истребитель Су-35С

Многоцелевой истребитель Су-35СС – многофункциональный сверхманевренный самолет с управляемым вектором тяги поколения 4++. Разработан ОКБ «Сухого». Первый полет машина совершила 19 февраля 2008 года.

Су-35СС предназначен для завоевания господства в воздухе, уничтожения наземных и надводных целей днем и ночью, в простых и сложных погодных условиях на больших удалениях от аэродрома базирования. Машина рассматривается как переходное звено к авиационным комплексам пятого поколения.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

В конструкцию самолета проектировщики заложили следующие основные принципы:

  • Аэродинамическое совершенство конструкции, применение интегральной аэродинамической схемы с  несущим фюзеляжем. 
  • Многофункциональность и боевая эффективность: решение широкого спектра задач «воздух-воздух», «воздух-поверхность» и попутная разведка.
  • Высокие маневренные характеристики, реализуемые за счет силовой установки нового поколения с управляемым (отклоняемым) вектором тяги и новой системы управления самолетом. 
  • Пониженная радиолокационная заметность.
  • Боевая живучесть – два разнесенных двигателя, резервирование самолетных систем, защита топливных баков от взрыва, совершенные системы РЭБ. 
  • Управление согласованными боевыми действиями группы самолетов (взаимодействие в  сетях ВС, ВВС и ВМФ).
  • Высокоинтегрированный комплекс бортового оборудования с централизованным управлением от информационно-управляющей системы (ИУС) открытой архитектуры, обеспечивающей интеллектуальную поддержку летчика и реализацию принципа «темной кабины». 
  • Пассивные и активные системы обнаружения большой дальности. 
  • Эффективное преодоление зональных и объектовых систем ПВО за счет современных комплексов радиоэлектронного противодействия и авиационного вооружения.
  • Новые подходы к системе эксплуатации и технического обслуживания самолета (вспомогательная силовая установка, бортовой генератор кислорода, встроенные средства  контроля исправности систем).
  • Комплекс средств обучения: комплексный и специализированный тренажеры и комплект учебных классов.
Многоцелевой истребитель Су-35С. Проекции
Многоцелевой истребитель Су-35С. Проекции

ТТХ многоцелевого истребителя Су-35СС

Су-35С разработан на базе технических решений, используемых при создании самолета пятого поколения, с учетом опыта эксплуатации семейства многоцелевых  истребителей Су-30МК2 (Су-27СМ).

Сверхманевренность Су-35С
Сверхманевренность Су-35С

Су-35С сочетает в себе сверхманевренность, совершенные активные и пассивные средства обнаружения, высокую сверхзвуковую скорость и большую дальность полета. Высокая эффективность боевого применения авиационного комплекса Су-35С достигается за счет возможности: 

  • ведения боевых действий автономно, в составе группы самолетов, а также в контуре боевого управления вооруженными силами с воздушных, наземных и корабельных командных пунктов; 
  • скрытной атаки радиоизлучающих воздушных целей на средних и больших дальностях; 
  • атаки наземных и морских целей управляемыми высокоточными ракетами без входа в зону действия ПВО; 
  • устойчивого сопровождения  цели;
  • одновременной работы в режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Тактико-технические  характеристики Су-35С

ПредназначениеЗавоевания превосходства в воздухе и поражения наземных и надводных целей
ПодрядчикВКС России
Основной заказчикОКБ «Сухого»
СтатусПроизводится, эксплуатируется
Зарубежные заказчикиВВС НОАК
Технические характеристики
Экипаж, чел1
Размах крыла, м15,3
Площадь крыла, кв.м62,04
Длина, м21,9
Высота, м5,9
Масса пустого, кг19 000
Макс.взлетная масса, кг34 500
Емкость вн.топливных баков, кг11 500
Двигатель/масса, кг2хТРДДФ с ОВТ модель «АЛ-41Ф1С» / 2х1520
Тяга макс./на форсаже, кгс2х8 800 / 2х14 500
Углы откл. вектора тяги±15° в плоскости
Эфф.площ.рассеяния,кв.м0,5-2 (без подвесок оружия и баков)
Летные характеристики
Скорость макс., км/ч2 500
Дальность полета, км3 600 (без ПТБ) / 4 500 (2ПТБ по 2000л)
Практический потолок, м18 000
Скороподъемность, м/с280
Макс.экспл.перегрузка, g9
Вооружение
Пушечное30 мм авиационная пушка ГШ-30-1 / 150 снарядов
Узлов подвески12
Макс.масса боевой нагрузки, кг8 000
Ракетное: «воздух-воздух»Малой дальности: 6 × Р-73;
Средней дальности: до 12 х Р-77-1; до 2 х Р-27ЭТ;
Большой дальности: 4 × Р-37M
«воздух-поверхность»ПКР: 6 × Х-31, Х-35У или 2 × Х-59М
Высокоточные боеприпасы: 6 × Х-29Т или Х-38Мхх; 5 х Х-59МК; 8 × КАБ-500КР(ОД); 3 x КАБ-1500КР(ЛГ);
Неуправляемые боеприпасы: 6 С-25 (НАР); 6 С-8
Авионика
РЛС с ФАР:Н035 «Ирбис»
обнаружение целей4 наземных или 30 воздушных
одновременные обстрелдо 2 (полуактивная ГСН), до 8 (активная ГСН)
Оптико-локационная станцияСопровождение 4 целей на дальности до 80 км
Систему предупреждения о ракетном нападениидатчики ИК-диапазона
Системы РЭБ / бортовой обороныПодвесные контейнеры РЭБ

Конструкция платформы

Многоцелевой истребитель Су-35С – это глубокая модернизация истребителя Су-27 с целью значительного повышения эффективности его боевого применения по воздушным, наземным и морским целям. В конструкции Су-35С реализованы самые удачные технические решения, отработанные ранее на моделях Су-27/Су-30.

На Су-35С применены многие передовые технологии, которые широко используются на российском истребителе 5-го поколения. Машина получила в значительной степени новый усиленный титановый планер, обеспечивающий значительный объём для размещения двигателей и большого запаса топлива, а также достаточно места для разнообразного вооружения и датчиков.

Вариант боевой нагрузки Су-35С в зоне СВО: 6 УР класса «воздух-воздух» (2xР-37М, 2xР-77-1, 2xР-73Л) и ракета класса «воздух-поверхность» (1x Х-31ПМ).
Вариант боевой нагрузки Су-35С в зоне СВО: 6 УР класса «воздух-воздух» (2xР-37М, 2xР-77-1, 2xР-73Л) и ракета класса «воздух-поверхность» (1x Х-31ПМ).

Шасси Су-35С усилено из-за увеличенного взлётного и посадочного веса самолёта. Требуемые характеристики устойчивости и управляемости обеспечиваются четырёхкратным резервированием системы дистанционного управления. Су-35С оснащён новым крылом с увеличенной относительной толщиной. Основные стойки шасси модифицированы, а передняя заменена усиленной двухколёсной стойкой.

Кромки планера покрываются материалами, снижающими эффективную площадь рассеяния (ЭПР). Фонарь кабины имеет токопроводящее напыление. Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35С (кроме двигателей) составляет 6000 лётных часов или 30 лет.

Силовая установка

Силовая установка многоцелевого истребителя Су-35С включает: два форсажных турбореактивных двухконтурных двигателей типа 117С (АЛ-41Ф-1С) с системой всеракурсного отклонения вектора тяги, вспомогательную силовую установку (ВСУ), топливную систему, оборудование пожаротушения и комплексную систему приводов самолетных агрегатов.

Двигатели АЛ-41Ф-1С близки к двигателю первого этапа истребителя 5-го поколения. Их отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф-1С составляет 14 500 кгс, максимальная тяга в бесфорсажном режиме –  8800 кгс. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота сопла отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу. Скорость отклонения вектора тяги 60°/с. Ресурс двигателя 4000 час., межремонтный 1000 час.

Сопла двигателей многоцелевого истребителя Су-35С
Сопла двигателей многоцелевого истребителя Су-35С

Двигатели Су-35С отличаются высоким запасом газодинамической устойчивости. Система управления вектором тяги интегрирована с системой дистанционного управления. Это позволяет пилоту выполнять манёвры на низких скоростях вплоть до нулевых значений без ограничений по углу атаки. Самолёт способен выполнять самые сложные и нетрадиционные манёвры («кобра», «крюк» и другие).

Вспомогательная силовая установка – это вспомогательный газотурбинный двигатель ВГТД ТА14-130-35. Эквивалентная мощность 105 кВт. ВСУ обеспечивает запуск главных двигателей и электропитание переменным током бортовых потребителей, например, системы кондиционирование кабины пилота и отсеков самолёта.

Топливная система Су-35С
Топливная система Су-35С

Топливная система реализована с использованием внутренних и подвесных топливных баков (ПТБ). Емкость внутренних топливных баков обеспечивает дальность полета до 3600 км.  Два ПТБ по 2000 литров гарантируют полет на 4500 км.   Самолёт оснащён системой дозаправки в воздухе.

Авионика

Многоцелевой истребитель Су-35С оснащен совершенным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), позволяющим  совершать полеты и решать боевые задачи днем и ночью в любую погоду. Обзорно-прицельные системы и комплекс вооружения Су-35С позволяют всепогодно и круглосуточно на больших дальностях обнаруживать и уничтожать воздушные, наземные и надводные цели управляемым и неуправляемым вооружением. 

Комплексная система управления КСУ-35
Комплексная система управления КСУ-35

Комплексная система управления (КСУ-35) многоцелевого истребителя Су-35С обеспечивает: ручное и автоматическое управление самолетом; его устойчивость,  управляемость и автобалансировку; управление отклоняемыми соплами двигателей; режим сверхманевренности; определение аэродинамических параметров и ограничение полетных режимов; управление торможением колес и самолетом на земле.  Система имеет 4-х кратное резервирование.

Кабина пилота включает набор модернизированных систем, обеспечивающих ему гораздо большую осведомленность о ситуации и состоянии самолета. Информационно-управляющее поле кабины предназначено для индикации на фоне лобового стекла и на многофункциональные индикаторы (МФИ) всей информации, необходимой пилоту для управления самолетом и применения вооружения, а также для преобразования и трансляции в системы БРЭО управляющих воздействий летчика. Оно включает:

  • широкоугольный коллиматорный авиационный индикатор (ШКАИ) с пультом управления и индикации (поле зрения 30°х20°);
  • два больших 15-дюймовых цветных МФИ высокой четкости со встроенным дисплейным процессором;
  • многофункциональный пульт-индикатор;
  • короткоходовую ручку управления самолетом;
  • тензометрические рычаги управления двигателями;
  • педали курсового управления;
  • нашлемную систему целеуказания.
Оборудование кабины Су-35С с большими дисплеями МФИ-35. На левом дисплее отображается оперативная обстановка, на правом – информация о самолёте и полёте.
Оборудование кабины Су-35С с большими дисплеями МФИ-35. На левом дисплее отображается оперативная обстановка, на правом – информация о самолёте и полёте.

Установленное оборудование гарантирует полное информационное обеспечение летчика с реализацией принципа «темной кабины» для снижения рабочей нагрузки на пилота, формирование подсказок в критической ситуации и функционал нашлемной системы целеуказания. В кабине также смонтирован комплекс средств аварийного покидания самолета и система контроля работоспособности пилота. Осветительное оборудование кабины поддерживает работу летчика с использованием очков ночного видения.

«Н035 Ирбис» – РЛС с вращающейся фазированной антенной решёткой – является основой БРЭО самолета и главным источником тактической информации. Управление лучом электронное (с механическим доворотом полотна антенны двухстепенным электрогидроприводом для увеличения угла отклонения луча).

РЛС «Ирбис-Э»

Электронное управление лучом позволяет практически мгновенно (0,4 мс в случае «Ирбис-Э») сканировать нужный сектор, устраняя необходимость в механическом управлении антенной радара для получения изображения по заданному азимуту и углу места, что способствует быстрому обнаружению цели с высоким качеством и надёжностью.

Еще одно преимущество электронного управления лучом «Ирбис-Э» (± 60 гр.) в сочетании с механическим управлением антенной решеткой (± 60 градусов) заключается в том, что оно обеспечивает очень высокие пределы наклона кардана радара, максимум до ±120 градусов. В результате самолет способен одновременно с выполнением экстремального маневра с разворотом (или «кривошип») вести стрельбу ракетами.

РЛС «Ирбис-Э» обеспечивает уверенное обнаружение и сопровождение типовых воздушных целей на дальности до 200 км (до 170 км на фоне земли), а в более узком поле зрения – до 350–400 км. «Ирбис-Э» способна одновременно отслеживать до 30 целей и наводить ракеты на 8 из них без прерывания наблюдения за воздушным пространством. Система управления станцией также обеспечивает избирательное обнаружение движущихся наземных целей и выдачу команд для низкоуровневых миссий.

Оптико-локационная станция ОЛС-35

Оптико-локационная станция (ОЛС-35) дополняет возможности РЛС «Ирбис-Э». ОЛС предназначена для поиска и сопровождения воздушных и наземных целей по тепловому контрасту, а также для измерения дальности до цели и её подсветки для наведения управляемых ракет с лазерными головками  самонаведения.

Характеристики:

  • дальность обнаружения воздушной цели (ППС/ЗПС) составляет 50/90 км;
  • дальность измерения до наземной цели – 30 км;
  • дальность измерения до воздушной цели – 20 км;
  • количество одновременно сопровождаемых воздушных целей в  ИК-диапазоне – 4.

Навигационно-прицельный  комплекс включает лазерную инерциально-спутниковую  навигационную систему, радиотехнические системы навигации, бортовую графическую станцию, обзорно-прицельный оптико-электронный  подвесной контейнер, а также волоконно-оптические и цифровые  мультиплексные линии связи.

Интегрированная система связи С-108 разработана компанией «Полет». Она обеспечивает автоматический обмен данными по двум УКВ и одному КВ каналам радиосвязи и голосовую связь с пилотом через воздушные терминалы систем обмена информацией типа Link-16. Каналы обмена данными и голосовой связи обеспечены криптографической защитой. Расширены возможности управления скоординированными действиями группы истребителей в сетях ВВС, Сухопутных войск и ВМФ.

Комплекс радиоэлектронного противодействия самолета включает: станции активных помех индивидуальной и групповой защиты, аппаратуру наведения противорадиолокационных ракет, системы предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке (ИК-датчики), а также автомат выброса ложных целей.

Вооружение

Многоцелевой истребитель Су-35 имеет 12 точек подвески
Многоцелевой истребитель Су-35 имеет 12 точек подвески

Для размещения авиационных средств поражения (АПС) предусмотрены 12 точек подвески. Они позволяют устанавливать боевую нагрузку общей массой до 8 000 кг. В составе АПС Су-35 высокоэффективные управляемые ракеты (УР) классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» малой, средней и большой дальности, неуправляемые и управляемые авиационные бомбы различных калибров. Для ведения ближнего боя предусмотрена 30-мм встроенная авиационная пушка.

Техническое обслуживание

Система технического обслуживания многоцелевого истребителя Су-35С полностью соответствует международным стандартам. Самолет оснащен встроенным оборудованием для контроля состояния систем и вспомогательной силовой установкой для обеспечения электроснабжения оборудования и кабины пилотов во время технического обслуживания без необходимости использования наземных средств. В самолете предусмотрена бортовая кислородная станция.

По тематике многоцелевого истребителя Су-35С:


По материалам ресурсовuacrussia.ru, irangeomil.blogspot.com

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *