Многоцелевой истребитель Су-35СС – многофункциональный сверхманевренный самолет с управляемым вектором тяги поколения 4++. Разработан ОКБ «Сухого». Первый полет машина совершила 19 февраля 2008 года.
Су-35СС предназначен для завоевания господства в воздухе, уничтожения наземных и надводных целей днем и ночью, в простых и сложных погодных условиях на больших удалениях от аэродрома базирования. Машина рассматривается как переходное звено к авиационным комплексам пятого поколения.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
В конструкцию самолета проектировщики заложили следующие основные принципы:
- Аэродинамическое совершенство конструкции, применение интегральной аэродинамической схемы с несущим фюзеляжем.
- Многофункциональность и боевая эффективность: решение широкого спектра задач «воздух-воздух», «воздух-поверхность» и попутная разведка.
- Высокие маневренные характеристики, реализуемые за счет силовой установки нового поколения с управляемым (отклоняемым) вектором тяги и новой системы управления самолетом.
- Пониженная радиолокационная заметность.
- Боевая живучесть – два разнесенных двигателя, резервирование самолетных систем, защита топливных баков от взрыва, совершенные системы РЭБ.
- Управление согласованными боевыми действиями группы самолетов (взаимодействие в сетях ВС, ВВС и ВМФ).
- Высокоинтегрированный комплекс бортового оборудования с централизованным управлением от информационно-управляющей системы (ИУС) открытой архитектуры, обеспечивающей интеллектуальную поддержку летчика и реализацию принципа «темной кабины».
- Пассивные и активные системы обнаружения большой дальности.
- Эффективное преодоление зональных и объектовых систем ПВО за счет современных комплексов радиоэлектронного противодействия и авиационного вооружения.
- Новые подходы к системе эксплуатации и технического обслуживания самолета (вспомогательная силовая установка, бортовой генератор кислорода, встроенные средства контроля исправности систем).
- Комплекс средств обучения: комплексный и специализированный тренажеры и комплект учебных классов.
ТТХ многоцелевого истребителя Су-35СС
Су-35С разработан на базе технических решений, используемых при создании самолета пятого поколения, с учетом опыта эксплуатации семейства многоцелевых истребителей Су-30МК2 (Су-27СМ).
Су-35С сочетает в себе сверхманевренность, совершенные активные и пассивные средства обнаружения, высокую сверхзвуковую скорость и большую дальность полета. Высокая эффективность боевого применения авиационного комплекса Су-35С достигается за счет возможности:
- ведения боевых действий автономно, в составе группы самолетов, а также в контуре боевого управления вооруженными силами с воздушных, наземных и корабельных командных пунктов;
- скрытной атаки радиоизлучающих воздушных целей на средних и больших дальностях;
- атаки наземных и морских целей управляемыми высокоточными ракетами без входа в зону действия ПВО;
- устойчивого сопровождения цели;
- одновременной работы в режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Тактико-технические характеристики Су-35С
Предназначение | Завоевания превосходства в воздухе и поражения наземных и надводных целей |
Подрядчик | ВКС России |
Основной заказчик | ОКБ «Сухого» |
Статус | Производится, эксплуатируется |
Зарубежные заказчики | ВВС НОАК |
Технические характеристики | |
Экипаж, чел | 1 |
Размах крыла, м | 15,3 |
Площадь крыла, кв.м | 62,04 |
Длина, м | 21,9 |
Высота, м | 5,9 |
Масса пустого, кг | 19 000 |
Макс.взлетная масса, кг | 34 500 |
Емкость вн.топливных баков, кг | 11 500 |
Двигатель/масса, кг | 2хТРДДФ с ОВТ модель «АЛ-41Ф1С» / 2х1520 |
Тяга макс./на форсаже, кгс | 2х8 800 / 2х14 500 |
Углы откл. вектора тяги | ±15° в плоскости |
Эфф.площ.рассеяния,кв.м | 0,5-2 (без подвесок оружия и баков) |
Летные характеристики | |
Скорость макс., км/ч | 2 500 |
Дальность полета, км | 3 600 (без ПТБ) / 4 500 (2ПТБ по 2000л) |
Практический потолок, м | 18 000 |
Скороподъемность, м/с | 280 |
Макс.экспл.перегрузка, g | 9 |
Вооружение | |
Пушечное | 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1 / 150 снарядов |
Узлов подвески | 12 |
Макс.масса боевой нагрузки, кг | 8 000 |
Ракетное: «воздух-воздух» | Малой дальности: 6 × Р-73; Средней дальности: до 12 х Р-77-1; до 2 х Р-27ЭТ; Большой дальности: 4 × Р-37M |
«воздух-поверхность» | ПКР: 6 × Х-31, Х-35У или 2 × Х-59М Высокоточные боеприпасы: 6 × Х-29Т или Х-38Мхх; 5 х Х-59МК; 8 × КАБ-500КР(ОД); 3 x КАБ-1500КР(ЛГ); Неуправляемые боеприпасы: 6 С-25 (НАР); 6 С-8 |
Авионика | |
РЛС с ФАР: | Н035 «Ирбис» |
обнаружение целей | 4 наземных или 30 воздушных |
одновременные обстрел | до 2 (полуактивная ГСН), до 8 (активная ГСН) |
Оптико-локационная станция | Сопровождение 4 целей на дальности до 80 км |
Систему предупреждения о ракетном нападении | датчики ИК-диапазона |
Системы РЭБ / бортовой обороны | Подвесные контейнеры РЭБ |
Конструкция платформы
Многоцелевой истребитель Су-35С – это глубокая модернизация истребителя Су-27 с целью значительного повышения эффективности его боевого применения по воздушным, наземным и морским целям. В конструкции Су-35С реализованы самые удачные технические решения, отработанные ранее на моделях Су-27/Су-30.
На Су-35С применены многие передовые технологии, которые широко используются на российском истребителе 5-го поколения. Машина получила в значительной степени новый усиленный титановый планер, обеспечивающий значительный объём для размещения двигателей и большого запаса топлива, а также достаточно места для разнообразного вооружения и датчиков.
Шасси Су-35С усилено из-за увеличенного взлётного и посадочного веса самолёта. Требуемые характеристики устойчивости и управляемости обеспечиваются четырёхкратным резервированием системы дистанционного управления. Су-35С оснащён новым крылом с увеличенной относительной толщиной. Основные стойки шасси модифицированы, а передняя заменена усиленной двухколёсной стойкой.
Кромки планера покрываются материалами, снижающими эффективную площадь рассеяния (ЭПР). Фонарь кабины имеет токопроводящее напыление. Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35С (кроме двигателей) составляет 6000 лётных часов или 30 лет.
Силовая установка
Силовая установка многоцелевого истребителя Су-35С включает: два форсажных турбореактивных двухконтурных двигателей типа 117С (АЛ-41Ф-1С) с системой всеракурсного отклонения вектора тяги, вспомогательную силовую установку (ВСУ), топливную систему, оборудование пожаротушения и комплексную систему приводов самолетных агрегатов.
Двигатели АЛ-41Ф-1С близки к двигателю первого этапа истребителя 5-го поколения. Их отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф-1С составляет 14 500 кгс, максимальная тяга в бесфорсажном режиме – 8800 кгс. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота сопла отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу. Скорость отклонения вектора тяги 60°/с. Ресурс двигателя 4000 час., межремонтный 1000 час.
Двигатели Су-35С отличаются высоким запасом газодинамической устойчивости. Система управления вектором тяги интегрирована с системой дистанционного управления. Это позволяет пилоту выполнять манёвры на низких скоростях вплоть до нулевых значений без ограничений по углу атаки. Самолёт способен выполнять самые сложные и нетрадиционные манёвры («кобра», «крюк» и другие).
Вспомогательная силовая установка – это вспомогательный газотурбинный двигатель ВГТД ТА14-130-35. Эквивалентная мощность 105 кВт. ВСУ обеспечивает запуск главных двигателей и электропитание переменным током бортовых потребителей, например, системы кондиционирование кабины пилота и отсеков самолёта.
Топливная система реализована с использованием внутренних и подвесных топливных баков (ПТБ). Емкость внутренних топливных баков обеспечивает дальность полета до 3600 км. Два ПТБ по 2000 литров гарантируют полет на 4500 км. Самолёт оснащён системой дозаправки в воздухе.
Авионика
Многоцелевой истребитель Су-35С оснащен совершенным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), позволяющим совершать полеты и решать боевые задачи днем и ночью в любую погоду. Обзорно-прицельные системы и комплекс вооружения Су-35С позволяют всепогодно и круглосуточно на больших дальностях обнаруживать и уничтожать воздушные, наземные и надводные цели управляемым и неуправляемым вооружением.
Комплексная система управления (КСУ-35) многоцелевого истребителя Су-35С обеспечивает: ручное и автоматическое управление самолетом; его устойчивость, управляемость и автобалансировку; управление отклоняемыми соплами двигателей; режим сверхманевренности; определение аэродинамических параметров и ограничение полетных режимов; управление торможением колес и самолетом на земле. Система имеет 4-х кратное резервирование.
Кабина пилота включает набор модернизированных систем, обеспечивающих ему гораздо большую осведомленность о ситуации и состоянии самолета. Информационно-управляющее поле кабины предназначено для индикации на фоне лобового стекла и на многофункциональные индикаторы (МФИ) всей информации, необходимой пилоту для управления самолетом и применения вооружения, а также для преобразования и трансляции в системы БРЭО управляющих воздействий летчика. Оно включает:
- широкоугольный коллиматорный авиационный индикатор (ШКАИ) с пультом управления и индикации (поле зрения 30°х20°);
- два больших 15-дюймовых цветных МФИ высокой четкости со встроенным дисплейным процессором;
- многофункциональный пульт-индикатор;
- короткоходовую ручку управления самолетом;
- тензометрические рычаги управления двигателями;
- педали курсового управления;
- нашлемную систему целеуказания.
Установленное оборудование гарантирует полное информационное обеспечение летчика с реализацией принципа «темной кабины» для снижения рабочей нагрузки на пилота, формирование подсказок в критической ситуации и функционал нашлемной системы целеуказания. В кабине также смонтирован комплекс средств аварийного покидания самолета и система контроля работоспособности пилота. Осветительное оборудование кабины поддерживает работу летчика с использованием очков ночного видения.
«Н035 Ирбис» – РЛС с вращающейся фазированной антенной решёткой – является основой БРЭО самолета и главным источником тактической информации. Управление лучом электронное (с механическим доворотом полотна антенны двухстепенным электрогидроприводом для увеличения угла отклонения луча).
Электронное управление лучом позволяет практически мгновенно (0,4 мс в случае «Ирбис-Э») сканировать нужный сектор, устраняя необходимость в механическом управлении антенной радара для получения изображения по заданному азимуту и углу места, что способствует быстрому обнаружению цели с высоким качеством и надёжностью.
Еще одно преимущество электронного управления лучом «Ирбис-Э» (± 60 гр.) в сочетании с механическим управлением антенной решеткой (± 60 градусов) заключается в том, что оно обеспечивает очень высокие пределы наклона кардана радара, максимум до ±120 градусов. В результате самолет способен одновременно с выполнением экстремального маневра с разворотом (или «кривошип») вести стрельбу ракетами.
РЛС «Ирбис-Э» обеспечивает уверенное обнаружение и сопровождение типовых воздушных целей на дальности до 200 км (до 170 км на фоне земли), а в более узком поле зрения – до 350–400 км. «Ирбис-Э» способна одновременно отслеживать до 30 целей и наводить ракеты на 8 из них без прерывания наблюдения за воздушным пространством. Система управления станцией также обеспечивает избирательное обнаружение движущихся наземных целей и выдачу команд для низкоуровневых миссий.
Оптико-локационная станция (ОЛС-35) дополняет возможности РЛС «Ирбис-Э». ОЛС предназначена для поиска и сопровождения воздушных и наземных целей по тепловому контрасту, а также для измерения дальности до цели и её подсветки для наведения управляемых ракет с лазерными головками самонаведения.
Характеристики:
- дальность обнаружения воздушной цели (ППС/ЗПС) составляет 50/90 км;
- дальность измерения до наземной цели – 30 км;
- дальность измерения до воздушной цели – 20 км;
- количество одновременно сопровождаемых воздушных целей в ИК-диапазоне – 4.
Навигационно-прицельный комплекс включает лазерную инерциально-спутниковую навигационную систему, радиотехнические системы навигации, бортовую графическую станцию, обзорно-прицельный оптико-электронный подвесной контейнер, а также волоконно-оптические и цифровые мультиплексные линии связи.
Интегрированная система связи С-108 разработана компанией «Полет». Она обеспечивает автоматический обмен данными по двум УКВ и одному КВ каналам радиосвязи и голосовую связь с пилотом через воздушные терминалы систем обмена информацией типа Link-16. Каналы обмена данными и голосовой связи обеспечены криптографической защитой. Расширены возможности управления скоординированными действиями группы истребителей в сетях ВВС, Сухопутных войск и ВМФ.
Комплекс радиоэлектронного противодействия самолета включает: станции активных помех индивидуальной и групповой защиты, аппаратуру наведения противорадиолокационных ракет, системы предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке (ИК-датчики), а также автомат выброса ложных целей.
Вооружение
Для размещения авиационных средств поражения (АПС) предусмотрены 12 точек подвески. Они позволяют устанавливать боевую нагрузку общей массой до 8 000 кг. В составе АПС Су-35 высокоэффективные управляемые ракеты (УР) классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» малой, средней и большой дальности, неуправляемые и управляемые авиационные бомбы различных калибров. Для ведения ближнего боя предусмотрена 30-мм встроенная авиационная пушка.
Техническое обслуживание
Система технического обслуживания многоцелевого истребителя Су-35С полностью соответствует международным стандартам. Самолет оснащен встроенным оборудованием для контроля состояния систем и вспомогательной силовой установкой для обеспечения электроснабжения оборудования и кабины пилотов во время технического обслуживания без необходимости использования наземных средств. В самолете предусмотрена бортовая кислородная станция.
По тематике многоцелевого истребителя Су-35С:
- Лучшие боевые самолеты мира: top -10
- Британцы о ВВС России
- Военная авиация Китая: истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16»
- Бомбардировочная авиация ВВС НОАК: подготовка и тактика действий
- Палубная авиация Китая: состояние и перспективы
По материалам ресурсовuacrussia.ru, irangeomil.blogspot.com
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Ваши комментарии