Всепогодный многоцелевой истребитель F-15EX Eagle II – это наиболее совершенный вариант семейства «Игл» («Орел»), созданный компанией Boeing. Его конфигурация аналогична F-15E Strike Eagle и катарского F-15QA. Потребность в закупках новой версии «Орла» возникла из-за недостаточного количества закупок F-22, задержек в программе F-35, эксплуатации парка F-15C/D сверх расчетного срока службы и необходимости в сохранении разнообразия в производственной базе истребителей США.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Ожидается, что аналогичные требования F-15EX к аэродромной инфраструктуре, технической поддержке, а также подготовке летного и технического состава позволят существующим подразделениям F-15C/D быстро перейти на F-15EX. Новая модель должна заменить устаревшие F-15C/D при выполнении задач противовоздушной обороны, а также послужит доступной платформой, способной применять крупнокалиберные авиационные средства поражения (АСП) для усиления эскадрилий F-22 и F-35.
Хронология развития F-15EX
13 июля 2020 г. | Министерство ВВС США заключило с Boeing контракт на сумму около 1,2 млрд. долл. США на поставку первых 8 самолетов F-15EX, получивших обозначение «Лот 1». |
2 февраля 2021 г. | Первый F-15EX, серийный номер 20-0001 (EX1), совершил первый полет на аэродроме Сент-Луис под управлением летчика-испытателя Boeing. |
11 марта 2021 г. | F-15EX, серийный номер 20-0001/ET (c/n EX1), доставлен в 96-е испытательное крыло на авиабазы (АвБ) Эглин, шт. Флорида. |
7 апреля 2021 г. | F-15EX получил название Eagle II. |
20 апреля 2021 г. | Второй F-15EX, заводской номер 20-0002/OT (EX2), доставлен в 53-й авиаполк АвБ Эглин. |
Май 2021 г. | Оба первых самолета F-15EX переброшены на базу ВВС Элмендорф на Аляске для участия в крупных учениях «Северный край». |
Октябрь 2021 г. | F-15EX EagleII, серийный номер 20-0001/ET (c/n EX1), из состава провел первую испытательную стрельбу ракетой класса «воздух-воздух» AIM-120D над испытательным полигоном над Мексиканским заливом. |
Август 2023 г. | Первые самолеты F-15EX завершили совместные опытно-конструкторские и эксплуатационные испытания, приняв участие в 19 учениях по использованию крупных сил против угроз четвертого и ограниченного пятого поколения. Испытания включали боевую стрельбу ракетами «воздух-воздух» AIM-9X и AIM-120, а также применение АСП типов SDB I, GBU-38 JDAM и JASSM. |
2024 фин.г. | Ожидается, что 173-й истребительный авиаполк Национальной гвардии (НГ) шт. Орегон на АвБ НГ Кингсли Филд станет первым формальным учебным подразделением F-15EX, оснащенным самолетами, построенными в рамках лотов 2 и 3. |
2025 фин.г. | Планируется, что 142-е крыло ВВС НГ в Портленде, шт. Орегон станет первым действующим подразделением, оснащенным F-15EX, построенными в рамках лота 2 и лота 3, которому будет поручена миссия по национальной обороне. |
ВВС США – крупнейший заказчик F-15EX, парк которых является частью инициативы службы «4+1» по сокращению самолетов тактической авиации и переходу с семи типов платформ до, примерно, четырех.
Согласно первоначальному плану, для замены своих моделей F-15C/D служба намеревалась приобрести как минимум 144 самолета F-15EX. Однако, согласно документам бюджетной заявки ВВС сократили это число до 104 самолетов.
Несмотря на планы ВВС США сократить закупки F-15EX, несколько стран могут получить самолет в рамках продаж военной техники за рубежом. Например, в феврале 2022 года Индонезия получила одобрение Агентства США по сотрудничеству в области оборонной безопасности на продажу до 36 самолетов F-15ID, которые являются вариантом F-15EX.
Израиль рассматривает возможность покупки 25 самолетов F-15IA, созданных на базе F-15EX, но, вероятно, будут иметь системы местной разработки и другие специальные модификации. F-15EX также может участвовать индийском конкурсе средних многоцелевых боевых самолетов после того, как в марте 2021 года компания Boeing сняла предложение своего F/A-18 Super Hornet. Сообщалось о планах Индии в рамках своей программы закупить 114 истребителей. Однако сроки проведения конкурса постоянно откладывались.
Тактико-технические характеристики F-15EX
Предназначение: | Многоцелевой истребитель для завоевания превосходства в воздухе. |
Подрядчики: | Boeing (планер); GE Aiation (двигатели); BАЕ Systems (EPAWSS); Raytheon (АЕСА/APG-82 РЛС), Lockheed Martin (IRIST Legion pod). |
Основной заказчик: | ВВС США |
План производства: | 104 самолета |
Дислокация: | АвБ Эглин, шт.Флорида. Перспективы: АвБ Фресно, шт. Калифорния; Кадена, Япония; Новый Орлеан, шт. Луизиана; Портленд, шт. Орегон. |
Экипаж, чел: | 1 пилот + 1 оператор вооружений |
Размах крыла, м/футы: | 13,04 / 42,8 |
Длина, м/ф: | 19,44 / 63,8 |
Высота, м/ф: | 5,63 / 18,5 |
Вес пустого, кг: | 17 010 |
Макс.взлетный, кг: | 36 740 |
Емкость топливных баков, кг: | 16125 кг с тремя внешними и конфорными баками |
Силовая установка: | 2 х General Electric турбовентиляторный двигатель F110-GE-129 с тягой 29 000 фунтов на форсаже |
Скорость: | 2,5 Маха (2655 км/ч) на большой высоте,1,2 Маха (1272 км/ч) на малой высоте |
Дальность полета, км: | 3 900 |
Боевая дальность, км: | 1 272 |
Потолок, м: | 18 000 |
Скороподъемность, м/с: | 250 |
Вооружение: | 1 х внутренняя 20 мм 6-ствольная пушка М61А1, 500 выстрелов; комбинация до 12 AIM-9 Sidewinders или AIM-120 AMRAAM, или комбинация до 24 АСП класса «воздух-поверхность». |
Авионика: | |
РЛС с АФАР | AN/APG-82 |
Модули наведения | AN/AAS-13/14 LANTIRN или AN/AAQ-33 Sniper XR pod; Legion с AN/ASG-34 (V) и инфракрасный IRST21; целеуказание на шлеме JHMCS |
Системы РЭБ / бортовой обороны | AN / ALQ-250 Eagle (EPAWSS) и AN / ALE-47 |
Двигатель GE Aviation F110-GE-129
Многие боевые возможности F-15EX определяются его силовой установкой. Установленные на самолете два усовершенствованных истребительных двигателя F110-GE-129 представляют собой двухконтурный осевой турбовентиляторный двигатель с малым байпасом и форсажной камерой.
По данным GE Aviation, его основные компоненты включают: переднюю раму; трехступенчатый длиннохордный блискный вентилятор, приводимый в движение двухступенчатой турбиной низкого давления; веерную раму; девятиступенчатый компрессор высокого давления, приводимый в движение одноступенчатой турбиной высокого давления; сопло диффузора горения; турбинную секцию (турбина высокого давления, турбина низкого давления); корпус турбины; миксер-аугментатор; усовершенствованный радиальный аугментатор с моноблочной связью; выхлоп; и сопло сужающегося-расширяющегося типа.
Агрегат оснащен цифровым блоком управления, который контролирует потоки топлива, скорость вращения ротора, изменяемую геометрию, давление и температуру в двигателе. Двигатель F110-GE-129 имеет длину 4,62 м, максимальный диаметр 1,18 м и вес 1805 кг.
По сравнению с предшественниками, F-15EX имеет более высокую скорость и скороподъемность, большую дальность полета, увеличенную полезную нагрузку и более низкие эксплуатационные расходы, чем предыдущие варианты. Хотя малозаметность не требовалась для F-I5EX, полезная нагрузка вооружения стала одним из основновных требований ВВС США. Согласно производителю, «самолет может нести до 12 ракет класса «воздух-воздух» и станет первым самолетом на вооружении ВВС США, способным нести большие запасы гиперзвукового оружия длиной 6 м и массой более 3100 кг».
Программное обеспечение и авионика истребителя
Истребитель F-15EX Eagle II – первый F-15 ВВС США, который изначально оснащен цифровым электродистанционным управлением полетом, стеклянной кабиной с сенсорным интерфейсом, а также РЛС с активной фазированной решеткой (АФАР) AN/APG-82, совместной съемной системой целеуказания на шлеме пилота (Joint Helmet Mounted Cueing System, JHMCS), многофункциональной системой распространения информации — объединенной тактической радиосистемой (MIDS JTRS) и комплексом бортовой обороны и предупреждения Eagle AN/ALQ-250 (Passive Active Warning Survivability System, EPAWSS).
На самолете используется открытое программное обеспечение (ПО) выполнения миссии (Open Mission System, OMS), обеспечивающее быструю модернизацию и расширение возможностей, а также новейшее ПО Suite 9.1, обычное для модернизированных устаревших самолетов.
ВВС США потребовали, чтобы истребитель F-15EX Eagle II имел открытую архитектуру системы выполнения задач, обеспечивающую возможность адаптации к будущим требованиям. Для службы также требовался процессор, подключенный ко всем остальным системам оптоволоконной шиной данных со скоростью передачи данных 10 Гбит/с.
Компьютер миссии с усовершенствованным процессором дисплея (Advanced Display Core Processor II, ADCP II), расположенный сразу за радаром, управляет всеми системами авионики и всеми данными, передаваемыми по самолету. Процессор выполняет 87 млрд. операций в секунду, что должно удовлетворять будущие прогнозируемые потребности подсистем.
Большой дисплей ADCP II в кабине F-15EX размером 480×280 мм объединяет тактические данные, данные планирования миссии и информацию о полете в ситуационную картину и реагирует на конкретные этапы миссии и средства управления полетом. Дисплей разработан и произведен израильской компанией Elbit Systems и является основой усовершенствованного места экипажа Boeing.
По словам летчика-испытателя Boeing, дисплей большой площади с высоким разрешением обеспечивает пилоту F-15EX большую ситуационную осведомленность, чем на F-15C или F-15E, и находится на одном уровне или превышает точность дисплеев F-22 и F-35. По его же словам, компьютер миссии ADCP II «отфильтровывает самую важную информацию, чтобы не перегружать пилота сигналами и целями в пространстве боя».
ADCP II позволяет полностью использовать возможности РЛС AN/APG-82, такие как отслеживание нескольких целей, одновременный режим работы и предоставление расширенных данных целеуказания.
Рядом с ADCP II находится радиосистема MIDS JTRS – это четырехканальная радиостанция, предназначенная для транслирования сигналов канала передачи данных Link 16 и до трех дополнительных протоколов связи, включая сигналы бортовой сети. Система соединяет F-15EX с другими самолетами, адаптированными к протоколу Link 16.
По материалам boeing.com, airandspaceforces.com
По тематике F-15EX:
- Программа NGAD истребителя 6-го поколения ВВС США
- Лучшие боевые самолеты мира: top-10
- Перспективы ВКС США
- Ракеты AIM-260 для «верных ведомых»
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Ваши комментарии