Разработка грузовых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Китае продолжается быстрыми темпами. На проходящем в настоящее время в Чжухае авиасалоне Airshow China впервые публично представлен самый большой грузовой БПЛА местного производства W5000. В настоящее время в Китае разрабатывается множество грузовых беспилотников, которые проходят лётные испытания, и помимо их очевидного гражданского применения, их потенциальная полезность для поддержания военных логистических сетей очевидна.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Большой грузовой дрон W5000 – разработка компании Air White Whale. Его деонстрация произошла в октябре 2023 года, когда первый экземпляр беспилотника сошёл с конвейера в городе Чанчжоу на востоке Китая. Реальный образец дрона представлен на статической экспозиции авиасалона.
Согласно СМИ, аппарат W5000 назван, исходя из параметров его полезной нагрузки в 5000 кг. Заявленная максимальная дальность полета составляет 2600 км при крейсерской скорости до 526 км/ч. Максимальный взлетный вес беспилотника составляет 10 800 кг.
Для сравнения, грузоподъёмность самолета Xi’an Y-7 – китайской версии двухдвигательного турбовинтового самолёта Ан-26 советской эпохи, который до сих пор является основным тактическим военно-транспортным самолётом среднего размера НОАК, равна 5500 кг.
Сообщается, что двухмоторный грузовой БПЛА W5000 с высоким крылом оснащён турбовинтовыми двигателями AEP-100, которые производятся китайской корпорацией Aero Engine.
По данным производителя, W5000 совместим со стандартными грузовыми поддонами, которые можно загружать и выгружать через задний пандус и двери-раскладушки в задней части фюзеляжа. Дрон предназначен для использования как в небольших аэропортах общего назначения, так и в аэропортах коммерческой авиации. Наземная система управления W5000 позволяет одному оператору одновременно контролировать до пяти дронов.
Компания Air White Whale также сообщила, что подала документы на сертификацию W5000 в китайские регулирующие органы и планирует поставить первый самолёт во второй половине 2026 года.
На церемонии презентации W5000 18 октября 2024 года присутствовали руководители различных компаний, занимающихся грузоперевозками и логистикой, в том числе JD.com, China Eastern Airlines Logistics, а также China Post. Предположительно, одна или несколько из этих компаний могут стать первыми клиентами. Однако W5000, по-видимому, может иметь и очевидное военное применение.
Еще один грузовой БПЛА дебютировавший на авиасалоне – CH-YH1000. Аппарат разработан государственной Китайской корпорацией аэрокосмических наук и технологий (CASC). Этот проект был представлен в виде макета и в рекламном видеоролике.
CH-YH1000 меньше, чем W5000 и, как утверждается, имеет грузоподъёмность около 1000 кг, максимальный взлётный вес 2300 кг, потолок высоты 8000 м и продолжительность полёта около 10 часов.
Модель позволяет перевозить различные типы стандартных грузовых поддонов, которые можно загружать и выгружать через открывающуюся вверх носовую дверь и задний пандус.
Интересно, что CH-YH1000 уже предлагается напрямую военным, а также коммерческим и другим государственным операторам. В рекламном видео CASC показаны версии дрона, которые используются для сброса грузов с воздуха, а также для сброса высокоточных боеприпасов по наземным целям из оружейного отсека в нижней части фюзеляжа.
Самое интересное, что CH-YH1000 может не только взлетать и приземляться на трёхстоечное шасси, но и быть адаптированным для операций на воде, взлетая и приземляясь с помощью пары понтонов, прикреплённых по обеим сторонам нижней части фюзеляжа. Помимо грузовых операций на воде, эта опция позволяет использовать CH-YH1000 для конкретных морских операций, включая поисково-спасательные, разведывательные и противолодочные. Тем не менее, управление таким дроном с поверхности воды, которая постоянно меняется, может стать серьёзной проблемой.
Наконец, ещё один тип грузового БПЛА, представленный в Чжухае, – это CH-103 (или Caihong-103, что означает «Радуга-103») от CASC. Он описывается как система высокоточного сброса грузов и по своей концепции похож на беспилотные грузовые планеры, разработанные в Соединённых Штатах.
Согласно спецификациям производителя, CH-103 имеет грузоподъёмность 200 кг, максимальную высоту сброса 3000 м и максимальную погрешность при посадке в пределах 100 м. Дальность полёта аппарата не указана, и неясно, с какого транспортного самолёта он будет запускаться. Система наведения также не указана, но наиболее вероятной на данный момент кажется какая-то инерциальная навигационная система.
Авиасалон в Китае в этом году уже преподнёс немало сюрпризов, но заметное место, которое занимают грузовые беспилотные БПЛА, в том числе недавно разработанные, демонстрирует, насколько большое значение придаётся этому сектору. По большей части это растущее число всё более крупных и мощных грузовых дронов, которые предлагаются в основном для коммерческого использования. В то же время, военная ценность этих дронов с точки зрения возможностей воздушной логистики неоспорима.
По материалам ресурса twz.com
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Ваши комментарии