Значительное число стран внедрили машины 8×8 в качестве базовых бронетранспортеров (БТР). В настоящее время наблюдается тенденция превращения их в боевые машины пехоты. Параллельно нарастает выпуск колесных БТР 6×6 с более компактной конструкцией, позволяющей использовать технику в ограниченных пространствах, а также облегчающей её транспортировку по воздуху. Кроме того, техника 6×6 лучше подходит для задач внутренней безопасности, чем её более крупные и тяжелые аналоги 8х8.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Как и в случае с формулой 8×8, более поздние конструкции колесных БТР 6×6 отличаются более высоким уровнем живучести и улучшенным вооружением. Зачастую в дистанционно управляемой оружейной станции (RWS) устанавливается стабилизированный 12,7-мм пулемет или 40-мм автоматический гранатомет.
Помимо того, большинство из них имеют электронную архитектуру, упрощающую будущую модернизацию, систему управления боем, несколько камер для контроля обстановки на 360 градусов и блок экологического контроля для операций по всему миру в различных климатических условиях.
Австрийская армия всегда предпочитала БТР 6×6. Она стала заказчиком БТР «Пандур» (Pandur) разработки Steyr-Daimer-Puch (ныне GDELS). Первый из 71 экземпляра сошел с конвейера в Вене в декабре 1995 года.
За этим последовали продажи в Бельгию, Габон (для испытаний), национальную гвардию Кувейта, Словению и США для развертывания Командованием специальных операций США в качестве бронированной наземной мобильной системы.
На «Пандур» может устанавливаться широкий спектр вооружения. При этом, некоторые кувейтские образцы оснащены двухместной башней, вооруженной 90-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом.
Оригинальные колесные БТР австрийской армии «Пандур» несколько раз модернизировались и дополнены тремя контрактами на модель Evo, включающими 34, 30 и 36 ед. соответственно. В начале 2024 года компания заключила еще один договор на 225 БТР «Пандур» стоимостью около 1,2 млрд. евро. В его рамках GDELS поставит восемь вариантов, включая 120-мм мобильный миномет и 30-мм зенитные комплексы Rheinmetall SkyRanger.
Некоторые страны так и не перешли на технику 8×8. В течение многих лет Бразилия эксплуатировала большие парки бронемашин Engesa EE-9 Cascavel с колесной формулой 6×6 и БТР EE-11 Urutu 6×6, большое количество которых экспортировалоь до того, как компания прекратила свою деятельность.
В настоящее время Urutu заменяется БТР 6×6 местного производства «Гуарани» Guarani. Модель является полностью амфибийной и, как правило, вооружена защищенной боевой станцией (PWS) или RWS, оснащенной двухпоточной пушкой MK44 и 7,62-мм спаренным пулеметом.
Полная масса автомобиля зависит от версии, но обычно составляет около 18,3 т. Экспортные продажи осуществлялись в Гану, Ливан и на Филиппины. Потребность бразильской армии к 2030 году, если позволит финансирование, определена в 2044 машины.
Со своей стороны, китайская компания NORINCO разработала и запустила в производство бронетранспортер WZ-551 6×6, который Народно-освободительная армия Китая обозначила как «Тип 92». Он был построен в больших количествах для внутреннего и экспортного рынков и использовался для широкого спектра боевых задач, в том числе в качестве пусковой платформы для зенитных ракет.
Модель стала базой для версии VN2B, которая имеет башню, вооруженную 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и противотанковыми ракетами HJ-74. VN2C имеет более высокий уровень баллистической и противоминной защиты.
Совсем недавно Китай разработал БТР VN22 6×6, который уже производится в Ираке. Это обычная конструкция с водителем спереди слева и дизельной силовой установкой справа.
Тем временем Франция заменила свои гусеничные AMX-10Ps на 630 Nexter (теперь KNDS) VBCI в двух конфигурациях: БМП и командный пункт. Они использовались вместе с Arquus VAB 4×4, но сейчас их быстро заменяют на «Грифон» (Griffon).
Построено около 5000 VAB, крупнейшим пользователем которых является французская армия, но только в конфигурации 4×4. Модель 6×6 была разработана и экспортировалась в Кот-д’Ивуар, Кипр, Италию, Маврикий, Марокко, Оман, Катар и ОАЭ, но в некоторых случаях они уже заменены.
Компания Arquus также разработала, используя внутреннее финансирование исследований и разработок, VAB Mk 3, который предназначен для экспортных продаж и продается только в конфигурации 6×6. Базовая машина является полностью амфибийной, но при оснащении накладной броней эта возможность теряется.
VAB Mk 3 уже проданы в Саудовскую Аравию и Тунис (через американскую компанию Mack Defense и известны как Lakota). Он может быть оснащен целым рядом вариантов вооружения, включая двухместную башню John Cockerill Defense с 90-мм пушкой и 7,62-мм спаренным пулеметом MG.
Преемник «Грифон» 6×6 стал первым бронетранспортером нового поколения, который был развернут французской армией в рамках амбициозной программы «Скорпион».
По сравнению с VAB, «Грифон» имеет больший объем, полезную нагрузку и защиту, поскольку первым представителем семейства является БТР, но будет по меньшей мере десять вариантов, включая 120-мм миномет, командный пункт, передового наблюдателя и машину скорой помощи.
Французской армии требуется 1872 «Гриффона», всего построено более 600 машин, в то время как Бельгия ожидает поставку 382 ед.
Производство ведется на заводе KNDS в Роанне с ключевыми партнерами, включая Arquus (блок питания и линейка приводов) и Thales (оптроника). БТР Griffon оснащен Arquus Hornet RWS.
При частном финансировании KNDS компания Nexter Systems разработала тактическую транспортно-вспомогательную систему пехоты (TITUS) 6×6, которая обладает высоким уровнем проходимости по пересеченной местности, поскольку основана на шасси грузовика Tatra 817.
Общая масса TITUS достигает 27 т, а также высокий уровень защиты от мин и самодельных взрывных устройств. Машина может быть оснащена различным вооружением, устанавливаемым на крыше, включая RCT, вооруженную 30-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом.
Первым заказчиком стала Чешская Республика, которая приняла поставку 62 БТР в трех вариантах: для связи (36), командования (6) и координации огневой поддержки (20).
Финская компания Patria построила большое количество колесных БТР серии XA 6×6 для внутреннего и экспортного рынков, а затем продолжила разработку весьма успешной бронированной модульной машины (AMV) 8×8.
Её последним продуктом стала единая система бронированных транспортных средств (Common Armoured Vehicle System, CAVS), которая на данный момент выбрана Эстонией, Финляндией и Швецией, а Германия присоединилась к фазе исследований и разработок 2 мая 2024 года. Производство уже идет полным ходом, и в марте Швеция заключила последний контракт на поставку 321 машины.
В самим ВС Германии задействовано почти 1000 БТР «Фухс» (Fuchs) 6×6 во многих вариантах. С момента своего первого появления в 1979 году он постоянно модернизировался, и последней версией стал Fuchs 1A8.
Результатом дальнейшей разработки стал RMMV Fuchs 2 большего объема, полезной нагрузки и защиты с типичной полной массой до 23 тонн.
Кувейт принял поставку 12 машин, а ОАЭ — 32 для специализированной разведывательной службы NBC. Одновременно Алжир много лет разрабатывал конструкцию по лицензии, и первая партия состоит из 920 машин. При этом, RMMV по-прежнему поставляет некоторые подсистемы, такие как силовые агрегаты и подвески.
Совсем недавно Алжир заказал дополнительные машины Fuchs 2, производство которых планируется начать в Украине.
Индонезийская PT Pindad разработала машину, аналогичную французской VAB, под названием Anoa, которая первоначально была оснащена PWS, обычно вооруженной 12,7-мм пулеметом. С тех пор представлены более специализированные версии, включая модель амфибии, машину медицинского обеспечения, эвакуационную, грузовую и минометную.
Кроме того, существует вариант с оружием прямой наводки под названием Badak. Модель имеет другую конструкцию корпуса с водителем впереди, двухместной башней и 90-мм пушкой в центре и дизельной силовой установкой сзади.
Южнокорейская компания Doosan разработала колесную бронированную машину Black Fox в версиях 6×6 и 8×8, но она не была выбрана армией РК. Этот тип предлагался на экспорт. Серия из 22 машин с формулой 6×6 и 90-мм пушкой были построены для Индонезии.
Первоначальный конкурс для армии РК выиграла Hyundai Rotem с ее KW1 (6×6) и KW2 (8×8), причем оба были полностью амфибийными. Первый контракт заключен на 675 единиц в различных конфигурациях при долгосрочной потребности в более чем 2500.
Южноафриканская компания Paramount завершила разработку своей машины Mbombe 6×6, которая имеет полную массу до 22,5 т и может оснащаться оружейными станциями, вооруженные 30-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом.
БТР Mbombe также продается в конфигурациях 4×4 и 8×8, которые имеют общие компоненты с очевидными преимуществами в обучении и логистике. Первым заказчиком стала Иордания, за ней последовал Казахстан (местное производство), неопределенная страна в Сообществе развития Южной Африки, и, совсем недавно, Эквадор.
Генеральный штаб ВС Украины опубликовал изображения БТР Paramount Mbombe 6, оснащенного дистанционной боевой станцией местного производства, утверждая, что это «новая бронированная машина украинского производства».
В заявлении Paramount Group говорится: «Боевая машина Mbombe 6, которую можно увидеть в социальных сетях Украины, является демонстрационной. Она была отправлена на Украину со всеми необходимыми разрешениями на экспорт до начала войны. Образец тестировался в ВСУ в течение нескольких месяцев. Разрешение на экспорт машины недавно было продлено до июня 2025 года».
Турецкая компания FNSS Savunma Sistemleri построила большое количество гусеничных машин для внутренних и экспортных заказчиков, но впоследствии перешла на высококонкурентный колесный рынок. Ее первым успехом стал Pars 8×8 для Малайзии.
За этим последовал Оман, заключивший контракт на 172 Pars, некоторые из которых в конфигурации 6×6 оснащены одноместной башней FNSS Sabre, вооруженной 25-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом.
Совсем недавно правительство Турции заключило с FNSS контракт на последнее поколение Pars, которое включает версии 8×8 и 6×6, причем некоторые из последних предназначены для использования силами специального назначения. Ливия также получила несколько БТР Pars 8×8 и 6×6.
Турецкая компания Otokar построила большое количество бронетехники для отечественных и зарубежных заказчиков.
Одной из последних разработок компании является семейство Arma, которое продается в конфигурациях 6×6 и 8×8. Известно, что 6×6 был продан Бахрейну, а последним покупателем стала Эстония. В марте 2024 года представитель Otokar заявил, что общий объем производства Arma в форматах 6×6 и 8×8 в настоящее время превышает 500 единиц.
Сочетание более низкой стоимости и большей мобильности, а также появление все более мощных, но компактных турелей и RWS создали динамичный рынок платформ 6×6 для транспортировки личного состава и других функций. Как всегда, специалисты задаются вопросом: все ли доступные конкурирующие конструкции в конечном итоге станут прибыльными программами?
По материалам ресурса shephardmedia.com
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Ваши комментарии