Морской военный робот Турции

Цифровизация и роботизация ВС Турции. Заключение

Продолжая тему развития цифровых технологий и робототехнических комплексов (РТК) в ВС Турции, напомним, что в части I речь шла о достижениях турецкого оборонно-промышленного комплекса в области роевых технологий, часть II затрагивала производство беспилотных летательных аппаратов, а часть III касалась наземных РТК. Завершим тему роботизации ВС Турции достижениями национального ОПК в области морских автономных систем.

Необитаемые надводные суда и подводные аппараты

О создании первого в Турции вооруженного необитаемого надводного судна  (Armed Unmanned Surface Vehicle, AUSV, далее – ННС) верфь ARES Shipyard (Анталия) и оборонное предприятие Meteksan Defense (Анкара) объявили в октябре 2020 года на совместной пресс-конференции. Стартовавший в 2018 году проект получил название «Улак» (ULAQ). В древней турецкой культуре – это посол, известный своими военными талантами, знаниями и мудростью, и представляющий государство в Центральной Азии. 

Необитаемое надводное судно ULAQ
Необитаемое надводное судно ULAQ

Разработка и концептуальные исследования ННС прошли в период с 2018 по 2019 год. Работы по проектированию первого прототипа завершились в первом квартале 2020 года. Производство прототипа закончили в июне 2020 года, а проектные исследования корпуса судна завершили в августе. В итоге первый прототип ННС был спущен на воду в феврале 2021 года. Первые огневые испытания «Улак» состоялись в марте 2021 года. Судно выполнило стрельбы из 4 ракетных комплексов CIRIT и 2 L-UMTAS, предоставленных национальным производителем ракетных систем Roketsan.

Проектирование, строительство и оснащение ННС «Улак» выполняет верфь ARES Shipyard. Интеграция систем дистанционного управления, автономных систем, систем обработки и передачи данных возложены на компанию Meteksan Defense, а систем вооружения – на Roketsan.

«Улак» имеет длину 11 м, грузоподъемность до 2 тонн, максимальную дальность плавания 400 км и максимальную скорость 35 узлов (65 км/ч).  Судно оснащено оптико-электронной (день/ночь) системой наблюдения, глобальной навигационной спутниковой системой, защищенной от помех, и аппаратурой зашифрованной связи интегрированной с системами боевого управления GENESIS и ADVENT, разработанными специально для ВМС Турции.

Изготовленный из современных композиционных материалов «Улак» оснащен системами пассивной и активной стабилизации, контроля повреждений с возможностью самораспределения, телескопической мачтой, антенной системой, повышающей возможности обнаружения и идентификации, радиолокационной системой навигации и наблюдения за надводной обстановкой, а также комплексами лазерного и инфракрасного управляемого оружия.

Спроектированная Meteksan береговая станция управления (турецкая аббревиатура SAKI) обслуживается экипажем из 2 человек (капитан и наводчик). SAKI имеет модульную структуру, которая позволяет интегрировать её в наземные транспортные средства или корабли ВМС Турции. Станция включает помехоустойчивый канал передачи данных C-диапазона, навигационные системы и ПО. Комплект оборудования SAKI, в целом, позволяет управлять несколькими ННС в море. Он же гарантирует совместную работу «Улак» с другими ННС или БПЛА, а также пилотируемыми самолетами на расстоянии прямая видимость (до 200 км). Связь с ними организуется через разработанный Meteksan тактический канал передачи данных C-диапазона KEMENT. Для управления на больших расстояниях возможно применение ретрансляции через инфраструктуру интегрированной системы связи ВС Турции (Turkish Armed Forces Integrated Communication System, TAFICS).

В дополнение к ракетным системам полезная нагрузка «Улак» может включать и иное оборудование, например, средства разведки и РЭБ. Помимо того, что судно является необитаемым надводным аппаратом с дистанционным управлением, в него также планируется интегрировать другие высокотехнологичные передовые возможности:  искусственный интеллект, технологию роения, сетецентрическую связь и возможность совместного использования данных.

После разработки прототипа, который является первой фазой более широкого проекта, на основе его открытой архитектуры и масштабируемой структуры инженеры ARES Shipyard и Meteksan Defense планируют создать различные версии ННС. Так, в перспективе должны появиться специализированные ННС для сбора разведданных и ведения РЭБ, поиска мин, противолодочной войны (ASW), миссий по борьбе с надводными силами (ASuW), пожаротушения, оказания гуманитарной помощи, проведения операций поиска и спасения.

Не менее успешно оборонные предприятия Турции ведут разработку роботизированных систем для подводного применения (Unmanned Underwater Vehicles, UUV). Так, компания Armelsan на выставках регулярно демонстрирует дистанционно управляемый необитаемый подводный аппарат (НПА) «Касиф» (KASIF, он же –  «Исследователь»).

Необитаемый подводный аппарат KASIF
Необитаемый подводный аппарат KASIF

Изделие имеет размеры 3,2х1,9х1,7 м, способно погружаться на глубину до 3000 м и сохранять работоспособность в течение 24 часов. При этом, «Касиф» несет до 350 кг полезной нагрузки. На аппарате установлены 6 видеокамер, 6 фонарей подсветки, 2 манипулятора, сонар, навигационная система. НПА передает видеоизображение на корабль управления в режиме реального времени.

Эксперты полагают, что в ближайшей перспективе в недрах турецкого ОПК появятся НПА, предназначенные для отслеживания подводных лодок и водолазов противника. Согласно источникам в оборонных кругах, компания ВМС разрабатывает систему сетевой беспроводной подводной связи.

[sendpulse-form id=”2230″]

Благодаря специфике подводной среды, многочисленным отражениям, сигналов гидролокаторов и иным шумам, проблемы, стоящие перед инженерами в этой сфере чрезвычайно высоки. Тем не менее, турецкие источники уверены, что потенциал национальных компаний успешно с ними справится, и в будущем НПА станут важным компонентом надводных боевых кораблей и обитаемых подводных лодок ВМС Турции. Перспективы активного внедрения робототехнических комплексов на турецкий флот подчеркивает принятое решение о преобразовании универсального десантного корабля проекта «Анадолу» (LPD ANADOLU) в носитель беспилотных систем и РТК различного назначения. Одновременно рассматривается вопрос строительства второй подобного корабля «Тракия» (LPD TRAKYA).

Таким образом, развитие и распространение цифровых технологий оказывает непосредственное влияние на облик вооруженных сил будущего. Широкий спектр роботизированных изделий, представленных турецкими производителями, свидетельствует о том, что в Генеральном штабе ВС Турции и в руководстве ОПК страны отчетливо осознают современные тенденции в военном деле и оказывают активную поддержку перспективным разработкам передовых систем вооружений.


По материалам журнала European Security & Defence

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *