Корветы MMSC для ВМС Саудовской Аравии

ВМС Саудовской Аравии приобрели американские корветы проекта MMSC

Согласно официальным сообщениям, компания Lockheed Martin получила заказ на строительство для ВМС Саудовской Аравии четырех многоцелевых кораблей проекта MMSC (Multi-Mission Surface Combatant). Общая стоимость контракта превышает 1,96 млрд. долл. США. Проект MMSC является экспортной разработкой, относящейся к 2012 г. и базируется на корвете типа “Фридом” (Freedom) класса “Боевой корабль прибрежной зоны” (LCS – Littoral Combat Ship).

Разработка данного класса кораблей для ВМС США началась в начале 2000-х годов. В результате в состав класса вошли два типа корветов: уже упомянутый “Фридом” и разработанный под руководством General Dynamics тип “Индепенденс” (Independence).Существенное конструктивное отличие этих проектом в том, что корпус “Индепенденс” спроектирован по схеме тримарана.

Предполагалось, что новый класс кораблей обеспечит возможность гибкой и быстрой адаптации под различные боевые задачи. С этой целью наряду с основным вооружением корветы должны оснащаться одним из, так называемых, модулей миссий, а именно: противокорабельным модулем, модулем противолодочной или противоминной обороны. Однако, из-за длительных проблем разного рода программа LCS для ВМС США значительно сокращена.

Корабль LCS типа "Фридом"
Корабль LCS типа “Фридом”

В настоящее время проект LCS “Фридом” реализуется при совместном участии компаний Lockheed Martin, Marinette, Wisconsin и дочернего предприятия итальянской Fincantieri. Предварительно ВМС США заказали 16 кораблей данного типа, из которых девять уже поставлены, а семь находятся на разных этапах строительства.

Корабль прибрежной зоны проекта “Фридом” спроектирован по классической схеме. Имеет корпус длиной 115,3 м и шириной 17,5 м, водоизмещение 3500 т и способен развивать скорость до 47 узлов. Экспортная MMSC версия корветов для ВМС Саудовской Аравии будет иметь длину 118 м, скорость более 30 узлов и дальность хода около 5000 морских миль. Производитель продвигает MMSC вместе с вертолетом MH-60R Seahawk, которых проект “Фридом” может вместить два. Детали вертолетного оснащения для ММSC пока не сообщаются.

По данным отчета финансового управления Пентагона от февраля 2018 г., затраты на корабль проекта “Фридом” составляли около 646 млн. долл. В зависимости от того, будут ли и какие модули миссии устанавливаться – стоимость может колебаться. С учетом перераспределенных затрат на разработку и возмещения для программы модернизации, а также специализированного подхода к оснащению затраты на строительство LCS типа “Фридом” в 2019 финансовом году достигли 1,254 млрд. долл.

Согласно публикациям, контракт на строительство кораблей прибрежной зоны для КСА готовилось достаточно давно. Уже в 2015 г. существовало письмо о намерениях, которое в то время в Эр-Рияде не  подписали. Вместе с тем, уже тогда речь шла о строительстве боевого корабля проекта MMSC, вооружение которого превышало бы исходные возможности американского варианта. Среди прочего, речь шла об установке  ЗУР RIM-162 EvolvedSeaSparrow (ESSM), противокорабельных ракет RGM-84 Harpoon Block II, торпедных аппаратов, 4D радара и гидроакустичекой станции.

Корвет проекта MMSC. Эскиз
Корвет проекта MMSC. Эскиз

Контракт по проекту MMSC заключен в рамках программы зарубежных военных продаж (Foreign Military Sales) Министерства обороны США. Программа администрирует реализацию правительствам иностранных государств американских ВВТ, оказание услуг в оборонной сфере и проведение военной подготовки зарубежных армий. При этом, в роли партнера по переговорам для соответствующего государства выступает Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности (Defense Security Cooperation Agency, DSCA). В октябре 2019 г. агентство объявило, что за 2019 финансовый год доход программы составил 55,4 млрд. долл.

Следует обратить внимание на то, что вместе с Lockheed Martin и Fincantieri Marinette Marine в рамках программы по производству корветов класса LCS для ВМС США работают более 800 поставщиков из 42 американских штатов. Их строительство, как было уточнено при разъяснении договора с Саудовской Аравией, продолжится в соответствии с планом. Сделка с Эр-Риядом никак не повлияет на поставки американских кораблей. Стоимость контракта для Fincantieri Marinette Marine около 1,3 млрд. долл.

Значение Fincantieri Marine Marine для проекта MMSC подчеркивает тот факт, что церемония резки стали (закладки первого корабля), состоявшаяся 24 октября 2019 г., прошла именно на этой верфи. На церемонии присутствовала делегации Саудовской Аравии во главе с командующим Королевским (восточным) флотом адмиралом Фахадом аль-ШИМРАМИ (Fahad Al-SHIMRAMI).

Закладки первого корвета для ВМС Саудовской Аравии
Закладки первого корвета для ВМС Саудовской Аравии

ВМС Саудовской Аравии наращивают потенциал

Как сообщается, корабли проекта MMSC – это ключевой элемент программы повышения боевого потенциала ВМС Саудовской Аравии SNEP 2 (Saudi Naval Expansion Program II). Программа, представляет собой инициативу, рассчитанную на десятилетие и направленную на обновление и модернизацию (восточного) флота Королевства, действующего в Персидском заливе.

КСА в 2017 г. заявило о своем интересе к интегрированным системам противовоздушной и противоракетной обороны, боевым кораблям, тактическим самолетам и вертолетам. Общий объем инвестиций превышает 28 млрд. долл. В качестве поддержки Эр-Рияда в мае 2017 г. по указанию президента США Дональда Трампа подготовлен пакет предложений стоимостью 110 млрд. долл.

По данным американских СМИ, в новые боевые корабли и морскую инфраструктуру Саудовская Аравия планирует вложить до 20 млрд. долл. При этом, шесть миллиардов долларов предусматривается затратить на MMSC, поставка которых должна начаться в 2023 г. и завершиться в 2026 г.

Корвет проекта Avante 2200 Combatant
Корвет проекта Avante 2200 Combatant

Дополнительно в 2018 г. Эр-Рияд выдал заказ на сумму 2,1 млрд. долл. испанскому судостроительному предприятию Navantia на строительство пяти корветов для Королевских ВМС по проекту “Avante 2200 Combatant”. В то же время, Navantia и саудовская оборонная компания SAMI (Saudi Arabian Military Industries) основали совместную судостроительную компанию SANNI (SAMINavantia Naval Industries). В октябре 2019 г. SANNI подписала контракт на 985,5 млн. долл. о совместной интеграции боевой информационно-управляющей системы на будущие корветы.

В кулуарах международной выставки вооружений IDEX (февраль 2019 г.) подписан Меморандум о взаимопонимании между SAMI и французской Naval Group, предусматривающий совместное строительство фрегатов в Саудовской Аравии. Подробности соглашения пока не публиковались.

[sendpulse-form id=”2230″]

Таким образом, можно констатировать, что с закладкой первого многоцелевого корабля для ВМС Саудовской Аравии стартовала практическая реализация основной составляющей оборонной программы SNEP 2. При этом, несмотря на обоснованную критику американской концепции LCS корветы проекта MMSC с приведенным вариантом вооружения смогут представлять достаточную угрозу для потенциальных противников КСА в водах Персидского залива. Для американской же стороны строительство кораблей MMSC, прежде всего, является поддержкой проекта “Фридом”, финансовое благополучие которого находится под вопросом.


По материалам ресурса esut.de

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *