В докладе Разведывательного управления министерства обороны США «Военная мощь Ирана» (см. часть I) указывается также на наращивание сил ВМС Ирана на Каспии и дальнейшее развитие собственного подводного кораблестроения.

Модернизация сил на Каспийском море

Укрепляя ресурсы Каспийского военно-морского района, в 2017 году ВМС Ирана ввели в эксплуатацию катер «Сепар» (Separ, P 234). Он стал четвертой  модифицированной копией иранского производства французских быстроходных ракетных катеров проекта «Комбатант II» (Combattante II). Катера этого типа находятся на вооружении ВМС ИРИ с 1980-х годов. Иранский проект, получивший обозначение «Сина» (Sina), отличается использованием оружия иранского производства. В составе оружейного комплекса катера: пара сдвоенных пусковых установок противокорабельных ракет (ПКР) «Нур» класса «поверхность-поверхность», 76-мм морская пушка «Фаджер-27» и 40-мм артиллерийская установка (АУ) «Фетал 40». Все катера типа «Сина» приписаны к базе ВМС Бендар-Энзали на Каспийском море.

Катер «Сепар» ВМС Ирана
Катер «Сепар» ВМС Ирана

Западные аналитики отмечают, что если строительство более ранних катеров типа «Сина», как правило, завершалось в течение трех лет, то международные санкции и общие трудности с получением материалов стали причиной девятилетней задержки между поставкой «Дерафш» (Derafsh, P 223) в 2008 году и «Сепар» в 2017 году. Согласно отчету Разведывательного управления МО США, «ВМС ИРИ также расширили число боевых кораблей с ракетным вооружением, оснастив старые вспомогательные и патрульные корабли ПКР малой и средней дальности».

Обновление подводных сил

Другим направлением модернизации ВМС ИРИ является развитие подводного флота. В феврале 2019 года Иран публично представил подводную лодку (ПЛ) нового отечественного проекта «Фетах» (Fetah, бортовой номер 920). Согласно публикациям, проект по размерам аналогичен немецкой ПЛ тип 206. Корабль имеет длину 47,55 м, ширину 4,57 м и высотой 4,27 м. Водоизмещение составляет 600 тонн. Как утверждается, ПЛ способна погружаться на глубину до 200 м и находиться под водой без всплытия в течение 35 суток.

ПЛ «Фатех» на стапеле
ПЛ «Фатех» на стапеле

Несмотря на то, что деталей немного, по информации сетевого ресурса «The Iran Project», ПЛ оснащена гидроакустической станцией, электроприводом, комбинированным боевым управлением, управляемыми ракетами класса «поверхность-поверхность», управляемыми торпедами, средствами радиоэлектронной борьбы, защищенными и интегрированными телекоммуникационными системами связи. Скорость лодки в подводном положении достигает 11, в надводном – 14 узлов. ПЛ «Фатех» оборудована четырьмя 533-мм торпедными аппаратами, а также способна проводить постановки морских мин и осуществлять пуски крылатых ракет из подводного положения. Как предполагают открытые источники, запланированное строительство трех ПЛ типа «Фатех» находится в стадии реализации.

Последовательно пополняется флот малых подводных лодок (МПЛ) типа «Гадир» (Ghadir). После передачи ВМС ИРИ двух новых МПЛ в ноябре 2018 года, общее количество лодок этого типа достигло 23 единиц. Основной потенциал МПЛ заключается в сложности их обнаружения из-за небольших размеров корабля. Длина МПЛ «Гадир» составляет 29 м, ширина 2,75 м, высота 2,5 м. Водоизмещение в надводном положении 115 тонн. В составе вооружения два торпедных аппарата калибра 533 мм и морские мины.

Малая подводная лодка «Гадир»
Малая подводная лодка «Гадир»

На Западе отметили новые возможности данных МПЛ, подтвержденные во время учений «Велаят 97» (Velayat 97). Новая способность обусловлена введением запускаемой с подводной лодки ракета-торпеды «Джаск-2» (Jask-2). Как сообщается, новая система вооружения включает в себя расходуемую торпеду с электроприводом, в которой установлена модифицированная ПКР «Наср» (копия китайской ракеты C-704). Применение «Джаск-2» из торпедного аппарата МПЛ типа «Гадир» показали в общедоступном видео. Материал демонстрирует, как торпеда выходит из торпедного аппарата (ТА), преодолевает несколько сотен метров, а затем её корпус отделяется и происходит развертывание и старт ракеты «Наср».

Оценивая оперативные возможности иранских МПЛ, американские эксперты обращают внимание на внутренние органы управления лодки, показанные рядом открытых источников. В частности отмечается, что оборудование представлено  несколькими серыми металлическими коробками с тумблерами управления и мониторами электрических систем. Учитывая стесненные условия для экипажа, особо отмечается, отсутствие никаких-либо элементов безопасности, предотвращающих случайное переключение тумблеров.

В одном видео о МПЛ «Гадир» показан экран навигационного радара коммерческого происхождения, а в другом экипаж продемонстрировал гирокомпас Sperry Marine. Быстрый поиск в интернете подтвердил возможность его приобретения через eBay. Кроме того, западные эксперты полагают, что у иранской малой подводной лодки отсутствуют никакие-либо средства для аварийного выхода экипажа или обеспечения живучести в случае близкого подрыва глубинного заряда. Любое её повреждение – ведет к затоплению и даже полной потере лодки. Тесный внутренний объем и отсутствие отдельных водонепроницаемых отделений снижают живучесть корабля в ситуации, связанной с устранением повреждений. Предположительно, этим объясняется  относительно большое число МПЛ типа «Гадир» в составе ВМС Ирана.

ПЛ «Тарег» ВМС Ирана
ПЛ «Тарег» ВМС Ирана

Как об известном факте западные обозреватели говорят о включении ПЛ типа «Тарег» (Tareg) в состав оперативных флотилий «большой дальности». (Под типом «Тарег» понимаются проданные Ирану ДЭПЛ российского производства «Варшавянка» проект 877ЭКМ.) Так, в 2011 году широко сообщалось о сопровождении ПЛ «Юнес» (Yunes, 903) 28-й оперативной флотилии с миссией в Мумбаи, Индия. Эксперты отмечают хорошую приспособленность этого типа кораблей к более глубоким водам за пределами Персидского залива. Предполагается, что вскоре ПЛ российского производства в составе оперативных соединений ВМС Ирана дополнят лодки типа «Фатех».

Продолжение следует …


По материалам журнала NAVAL FORCES

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий