О нем известно многое, но все же в канун 75-летия Великой даты хочется отдать должное многонациональному поколению бойцов Красной Армии и тружеников тыла. Они сутками не отходили от станков, дрались под стенами Бреста, выдюжили под Ржевом, Москвой, отстояли развалины Сталинграда, прорвали блокаду Ленинграда, вернули Крым, Киев и Минск, сохранили Краков и Вену, взяли Берлин и вернули Прагу её жителям!  Советское оружие Победы – оружие стойкости и мужества, мира и правды!

Предлагаемый очерк не претендует на полноту изложения. Это компиляция на основе коротких публикаций немецкого военно-исторического журнала «Clausewitz».

Советский тяжелый танк ИС-2 (Иосиф Сталин)

Танковое сражение под Прохоровкой, на Курской дуге, привело к тому, что И.Сталин потребовал новый тип танка. До середины 1943 г. Верховный Главнокомандующий не видел необходимости в разработке и производстве машин  тяжелого класса. Но донесения с фронта о том, что советские бронебойные снаряды частично неэффективны при борьбе с новыми танками вермахта, потребовали срочных мер. Для успешного поражения немецких «Тигров», «Пантер» и «Элефантов» Советскому Союзу требовался более мощный калибр.

Советское оружие Победы. Тяжелый танк ИС-2
Советское оружие Победы. Тяжелый танк ИС-2

Тяжелый танк ИС-2, или «Иосиф Сталин», появился в апреле 1944 г. Согласно немецким источникам, всего было произведено 3854 машины. Благодаря своей  прочной броне, новое советское оружие Победы могло противостоять опасному 88 мм немецкому снаряду. Так, одно из подразделений в составе десяти ИС-2 за месяц уничтожило 41 «Тигра» и «Элефанта», потеряв, при этом, восемь своих машин.

ИС-2 весил 51 тонну. Мощный дизельный двигатель вместе с восьмиступенчатой коробкой передач обеспечивали максимальную скорость в 37 км/час и пробег до 240 км.

ИС-2 помимо зенитного пулемета располагали тремя дополнительными 7,62 мм пулеметами
ИС-2 помимо зенитного пулемета располагали тремя дополнительными 7,62 мм пулеметами

Установленная в танке 122 мм пушка изначально разрабатывалась как морское орудие и стреляла двухкомпонентным боеприпасом. По утверждению немецких историков, для выстрела экипажу требовалось от 20 до 30 секунд. За это время  немецкий «Тигр» мог выпустить от шести до семи снарядов калибра 8,8 см.

Тем не менее, генеральный инспектор танковых войск вермахта Хайнц ГУДЕРИАН рекомендовал соблюдать осторожность при встрече с ИС-2. Он предупреждал:

«Принимайте бой со «Сталиным» только тогда, когда вы можете добиться сильного численного превосходства».

Танки ИС-2 сражались совместно с пехотой, прорывали вражеские линии обороны и оставляли легким Т-34 завершение разгрома врага. Прочность и огневая мощь «Иосифа Сталина» прекрасно справились с ролью советского оружия Победы, погнавшего войну в сторону Берлина.

Танки ИС-2 в Берлине
Танки ИС-2 в Берлине

Танки ИС-2 вступили в Берлин взводами численностью по пять машин в сочетании с пехотой, саперами и огнеметами и вели огонь снарядами повышенного могущества.

Советское оружие Победы – БМ-13 «Катюша»

Советская установка залпового огня БМ-13 «Катюша» оказалась достаточно удобным, смертоносным и очень мобильным оружием. Это была первая артиллерийская система с самоходным лафетом, которую производили в массовом серийном производстве. Типичная батарея БМ-13 состояла из  четырех пусковых машин с экипажем из шести человек каждая, двух грузовиков с боеприпасами и двух грузовиков поддержки.

1942 г. Два бойца заряжают свою "Катюшу"

Два советских солдата в ноябре 1943 г. готовят свою установку «Катюша» к бою. Ракеты М-13 упаковывались в ящики по две ракеты в каждом. Опытный экипаж мог приготовить БМ-13 к новому залпу за четыре минуты.

Хотя «Катюша» не отличалась той же точностью, как и обычная артиллерия, её ракетные залпы позволяли опустошить конкретный район. Затем батарея быстро меняла позицию до того, как враг был готов нанести ответный удар. При стрельбе ракеты, выпускавшиеся батареями БМ-13, производили характерный вой, оказывавший на  немецкие войска деморализующее действие.

Советское оружие Победы – БМ-13
Советское оружие Победы – БМ-13 «Катюша»

Своё первое задание БМ-13 выполнили в июле 1941 г., с большой эффективностью расстреляв немецкие поезда на железнодорожном узле Орша. Советский Союз потратил значительные ресурсы на расширение огневой мощи своей ракетной артиллерии. В результате ракеты с большой дальностью полета позволяли экипажам «Катюш» атаковать полевые укрепления вермахта далеко за линией фронта.

До конца войны в Советском Союзе изготовили более 10 тыс. ракетных установок залпового огня, из них 3237 были типа БМ-13.

Советский ночной бомбардировщик У-2

Легкий самолет У-2 (позже переименованный в Пo-2) по внешнему виду был действительно довольно простой машиной. Тем не менее, он оказался одним из самых универсальных образцов советского оружия Победы.

Первоначально У-2 разрабатывался в качестве учебного гражданского и военного самолета, но Советы использовали его в различных областях: для транспортировки грузов, людей и раненых, организации связи, ведения воздушной разведки, а также как бомбардировщик.

Биплан У-2 был не только ночным бомбардировщиком, но и помогал эвакуировать раненых
Биплан У-2 был не только ночным бомбардировщиком, но и помогал эвакуировать раненых

Авиаконструктор Николай ПОЛИКАРПОВ в 1942 г. начал с того, что снабдил крылья У-2 держателями для бомб, чтобы использовать У-2 в качестве ночного бомбардировщика. Именно в этой роли он стал наиболее известным. При атаке вражеских войск пилоты У-2 часто летали медленно и низко над кронами деревьев, а затем снижали мощность двигателя, чтобы скользить к своей цели.

Советский ночной бомбардировщик У-2
Советский ночной бомбардировщик У-2

Подобные неожиданные атаки производили сильный психологический эффект на тех немецких солдат, которые отдыхали за линией фронта. В результате многие подразделения были вынуждены повышать свою бдительность по ночам. Использование на фронте ночных бомбардировщиков, подобных советскому У-2, волновало немецкое командование все чаще. В начале войны эта тактика не воспринималась всерьез, но последствия, особенно моральные нельзя было недооценивать.

Советский 588-й ночной бомбардировочный полк, состоявший только из пилотов-женщин, знаменит своими эффективными ночными вылетами на У-2 против тыловых немецких позиций. Летчицы 588 полка, получившие от фашистов прозвище «Ночные ведьмы», за время войны выполнили около одной тысячи боевых вылетов.

Безотказный труженик-биплан использовался для различных целей и после Победы и прослужил до 1950 гг.

Летчицы 588 ночного бомбардировочного полка
Летчицы 588 ночного бомбардировочного полка

Ночной бомбардировщик У-2

  • дальность: 630 км
  • максимальная скорость: 150 км/ч
  • практический потолок: 3000 м
  • экипаж: 2 человека
  • производство: от 20 до 30 тыс. машин

Советский штурмовик Ил-2 «Черная смерть»

Надежный штурмовик Ил-2 (авиаконструктор Сергей ИЛЬЮШИН) за время войны понес тяжелые потери. Как утверждают современные историки, в среднем Ил-2 переживал всего 30 боевых вылетов. Вместе с тем, «эту икону советского противостояния немецким захватчикам» могли собирать рабочие с минимальной профильной подготовкой. Немцы называли Ил-2 «Черной смертью».

Советский штурмовик Ил-2 "Черная смерть"
Советский штурмовик Ил-2 «Черная смерть»

В дополнение к потоку пулеметных и пушечных снарядов, ракет и бомб, обрушиваемых на врага, экипажи Ил-2 устанавливали дымовые завесы, производили фотографирование и корректировали артиллерийский огонь. Этот семитонный самолет советские бойцы называли «Летающим танком».

Кабина пилотов имела прочную металлическую броню толщиной до восьми миллиметров. Штурмовик был разработан под 12-цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением мощностью 1720 л.с. Самолет развивал максимальную скорость более 400 км/ч и имел дальность полета около 760 км.

Пилоты Ил-2 крайне редко поднимались на своих машинах на предельную высоту, примерно 3500 метров. Часто они летали намного ниже. При этом высота полета около десяти метров была обычной. Это делалось для более точного поражения бронированных целей с небольшого превышения и с тыльной стороны, где броня в основном была самой тонкой.

Свою карьеру Ил-2 начал как одноместный самолет. Но в феврале 1942 г. машины получила второго члена экипажа, который располагался сзади и обслуживал 12,7 мм или 7,62 мм пулемет. Сначала дополнительный вес имел отрицательное влияние на послушность в управлении. Но после 1944 г., благодаря новой конструкции крыла, которое получило небольшую стреловидностью, Ил-2 восстановил свою первоначальную маневренность.

И.Сталин в декабре 1941 г. телеграфировал директору завода в Куйбышеве:

«Красной Армии нужен Ил-2, как воздух и хлеб… Я прошу производить больше ‘Ильюшиных'».

Сборочная линия штурмовиков Ил-2
Сборочная линия штурмовиков Ил-2

Его волю выполнили. Хотя производство началось медленно, оно быстро росло благодаря оптимизации рабочих процессов. Выход нового Ил-2 вскоре достиг более 300 машин в месяц. По показателю общего  количества серийного производства (36163 машины)  Ил-2 превосходит любой другой военный самолет этого периода.


По материалам военно-исторического журнала Clausewitz

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий