По взглядам командования военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая противолодочные вертолеты способны  расширить круг служебно-боевых задач корабельных группировок и  значительно повысить скорость их выполнения.

Палубный противолодочный вертолет «Чжи-9С»

Основанием для разработки модели «Чжи-9ЕС» послужил французский легкий вертолет SA-365N «Dauphine», партию которых КНР приобрела в 1980 г. В течение двух лет китайские специалисты выполнили копирование данной винтокрылой машины. Серийная сборка первой версии вертолета, которому присвоили обозначение «Чжи-9» (Z-9) началась в 1988 г. Первый полет противолодочной версии вертолета «Чжи-9С» состоялся в 1994 г., через пять лет было принято решение о его принятии на вооружение ВМС НОАК.

Вертолет SA-365N «Dauphine»
Вертолет SA-365N «Dauphine»

На первых версиях вертолета устанавливали силовые агрегаты Arriel 1C2, которые потом заменили более современные Arriel 2C. Китайские специалисты выполнили копирование данного двигателя и создали свою версию под обозначением WZ-8F, однако его мощности оказалось недостаточно для выполнения продолжительных полетов в условиях жаркого климата, характерного для Индийского океана.

Основные модели двигателей китайского производства, предназначенных для легких вертолетов «Чжи-9» и «Чжи-11», представлены в табл. 1.

                                                                                                  Таблица 1.

Турбовальные двигатели серии WZ-8 китайского производства

Обозначение турбовального двигателя китайского производстваОбозначение двигателя французского производстваМощность (кВт)Количество изготовленных двигателей
WZ-8Arriel 1C49216
WZ-8AArriel 1C1526174
WZ-8DArriel 1D151057
WZ-8EArriel 1M5223
WZ-8FArriel 1M157071
WZ-8CArriel 2626Около 200
WZ-8JArriel 2C632Около 200

В процессе освоения производства силовых установок серии WZ китайские специалисты столкнулись с двумя основными проблемами, а именно: недостаточным ресурсом и низкой мощностью. Основная причина – ограниченные возможности металлургических предприятий КНР, которые не располагали точными данными о технологиях изготовления жаропрочных сплавов для турбинных частей турбовальных двигателей. Китайские предприятия решали данные вопросы за счет детального анализа силовых установок французского производства и последовательной замены иностранных деталей на продукцию китайских металлургов.

Обнаружение надводных целей обеспечивает РЛС KLC-1, работающая в Х-диапазоне. Максимальная дальность обнаружения крупноразмерной надводной цели составляет 185 км. Поиск подводных лодок (ПЛ) вероятного противника обеспечивает низкочастотная опускаемая активно-пассивная ГАС третьего поколения под обозначением SKD-95, которая по своим тактико-техническим возможностям сопоставима с американской AN/ASQ-22.

Экипаж вертолета может поставить сплошной противолодочный акустический заслон из 12 буев, что в совокупности позволит создать район поиска с радиусом 25 км.

Противолодочные вертолет «Чжи-9» ВМС НОАК
Противолодочные вертолет «Чжи-9» ВМС НОАК

Рассматриваемый вертолет является носителем легких противолодочных торпед ЕТ-52 (копия A244S) или «Рыба-7К» (копия Mk-46 https://invoen.ru/vvt/torpednoe-oruzhie-vms-kitaja-tshast-2/). «Чжи-9ЕС» может выполнять пуски легких противокорабельных ракет (ПКР) «Небесный дракон 10А/В» (экспортная версия ПКР С-701) или YJ-9E/EA/EB (приняты на вооружение ВМС НОАК). Ниже представлены основные характеристики ПКР двух моделей (табл. 2.).

                                                                                                  Таблица 2.

Тактико-технические характеристики авиационных ПКР

Характеристики«Небесный дракон-10А/В»YJ-9E/EA/EB
Производственный шифрKJ/TL-10A/BYJ-9XF
Длина (м)2,5822,582
Диаметр корпуса (мм)180180
Размах крыльев (мм)520520
Масса ракеты (кг)105100
Масса БЧ (кг)3025
Максимальная дальность пуска (км)1825
Максимальная скорость (МАХа)0,70,85
Принцип наведенияТелевизионный, активный радиолокационныйТелевизионный, активный радиолокационный или полуактивный лазерный
Количество ракет на вертолете44
Палубный противолодочные вертолет Z-9
Палубный противолодочные вертолет Z-9

Таблица 3

Тактико-технические характеристики вертолета «Чжи-9С»

Характеристика«Чжи-9С»
Длина (м)13,46
Диаметр несущего винта (м)11,93
Высота (м)4,01
Максимальная взлетная масса (кг)4 100
Максимальная полезная нагрузка на внешней подвеске (кг)1 600
Масса топлива (л)1 830
РЛС освещения надводной обстановкиKLC-1 (X-диапазон)
Опускаемая ГАС«Тип 605» / SKD-95
Количество пассивных акустических буев12
Количество активных акустических буев4
Радиус действия системы приема данных от акустических буев (км)10
Максимальная дальность обнаружения ДЭПЛ / АПЛ (км)50–100 / 10–50
Максимальная скорость при поиске ПЛ (км/ч)120
Продолжительность полета при выполнении задачи по ПЛО на дальности 70 / 50 км от корабля (ч)1,1 / 2
Боевой радиус (км)30
Вооружение (тип торпеды)Торпеды «Рыба-7» или ЕТ-52 (2 ед.)
ДвигательWZ-8F
Максимальная мощность в аварийном режиме (л.с.)734
Взлетная мощность (л.с.)710
Максимальная скорость (км/ч)305 (324)
Крейсерская скорость (км/ч)250–260
Дальность полета (км)800
Практический потолок (м)6 000 (6 780)
Скороподъемность (м/с)7,7
Экипаж (чел)2

Палубный вертолет «Чжи-18F» (Z-18F)

Разработка противолодочных вертолетов модели «Чжи-18» стала возможной благодаря поставке в КНР в 1973 г. французской компанией Aerospatiale (в настоящее время Airbus Helicopters) 14 вертолетов SA321.

Исходная модель SA321 Aerospatiale
Исходная модель SA321 Aerospatiale

Копирование вертолетов SA321 началось в 1982 г., через три года был собран первый «Чжи-8» (Z-8). Следующие девять лет китайские конструкторы затратили на доводку модели до требуемых характеристик. Официально обозначение было присвоено в 1994 г.  

На базе данного вертолета созданы следующие модификации: «Чжи-8B/J» (транспортный), «Чжи-8C/J» (противолодочный), «Чжи-8JH/S» (поисково-спасательный), «Чжи-8КА/КН» (поисково-спасательный), «Чжи-8L» (транспортный с расширенным фюзеляжем). 

Модификация «Чжи-8L» («Чжи-18») отличается измененной формой носового обтекателя, имеет «стеклянную» кабину, оснащается более эффективной РЛС и оптико-электронной системой разведки и наведения (ОЭСРН), обеспечивающей полет в ночное время или в тяжелых метеорологических условиях. На вооружении морской авиации ВМС НОАК находятся модификации «Чжи-18F» (противолодочный) и «Чжи-18J» (дальнего радиолокационного дозора и наведения, ДРДиН).

Противолодочный вертолет «Чжи-18» (Z-18) ВМС НОАК
Противолодочный вертолет «Чжи-18» (Z-18) ВМС НОАК

Вертолеты серии «Чжи-8/18» комплектуются следующими моделями двигателей: WZ-6 и WZ-11 (производство КНР), РТ6В-67А и РТ6В-67В (производство Канады). Сравнение данных двигателей по мощности представлено в табл.4.

                                                                                                            Таблица 4

Некоторые характеристики турбовальных двигателей для вертолетов серии «Чжи-8/18»

Двигатели  китайского производстваДвигатели иностранного производства (страна-производитель)Постоянная мощность (кВт)Суммарная мощность (кВт)
WZ-6ATM3C6 (Франция)1 1283 384
WZ-6BPT6B-67A (Канада)1 2513 753
WZ-6C/G 1 3003 900
WZ-11PT6C-67E (Канада)1 5004 500

Противолодочные вертолеты моделей «Чжи-8C/J» и «Чжи-18F» обнаруживают подводную цель на дальности до 10 км, благодаря опускаемой ГАС переменной глубины SKD-95. Экипаж вертолета может применять 32 одноразовых гидроакустических буя, которые позволяют выставить шесть рубежей акустического обнаружения или создать протяженный рубеж в районе охраняемого берегового объекта. Максимальная продолжительность работы буя составляет 15 ч.

Обнаружение надводных целей обеспечивает РЛС ZLC-1. Данная станция позволяет обнаружить перископ ПЛ на дальности до 40 км, рубку ПЛ на удалении 70 км, надводную цель типа корвет на дальности до 100 км. В комплект вооружения противолодочных вертолетов «Чжи-8C/J» и «Чжи-18F» может входить до четырех легких торпед ЕТ-52 или «Рыба-7К».

Для борьбы с надводными целями вертолет может оснащаться двумя ПКР воздушного базирования «Небесный дракон-6В» (экспортная версия С-704KD, ТТХ представлены в табл. 5).

                                                                                                 Таблицы 5

Тактико-технические характеристики ПКР воздушного базирования «Небесный дракон-6В»

Производственный шифрJJ/TL-6B
Длина (м)3,284
Диаметр корпуса (мм)280
Масса ракеты (кг)360
Масса БЧ (кг)130
Максимальная дальность пуска (км)35
Максимальная скорость (МАХа)0,7
Принцип наведенияИнфракрасный, инфрафиолетовый, телевизионный, активный радиолокационный
Количество ракет на вертолете2
Вертолет ПЛО Z-18F
Вертолет ПЛО Z-18F

Таблица 6.

Тактико-технические характеристики вертолета «Чжи-18F»

Характеристика«Чжи-18F»
Длина (м)17,07
Диаметр несущего винта (м)19,0
Высота (м)4,95
Максимальная взлетная масса (кг)13 000
Максимальная полезная нагрузка во внутреннем отсеке (кг)4 000
Максимальная полезная нагрузка на внешней подвеске (кг)5 000
Масса топлива (л)3 900
РЛС освещения надводной обстановкиZLC-1
Количество пассивных акустических буев24
Количество активных акустических буев8
Максимальная дальность обнаружения ДЭПЛ / АПЛ (км)40 / 70
Максимальная скорость при поиске ПЛ (км/ч)200
Продолжительность полета при выполнении задачи по ПЛО на дальности 70 / 50 км от корабля (ч)3 / 4
Боевой радиус (км)50
Вооружение (тип торпеды)Торпеды «Рыба-7К» (4 ед.)
ДвигательWZ-6 (3 ед.)
Максимальная мощность в аварийном режиме (кВт)1 570
Взлетная мощность (кВт)1 535
Максимальная скорость (км/ч)273 (336)
Крейсерская скорость (км/ч)220
Дальность полета (км)800 (1000)
Практический потолок (м)5 500 (9 000)
Скороподъемность (м/с)6,6
Экипаж (чел)2

Противолодочный вертолет «Чжи-20F» (Z-20F)

В 1984 г. официальный Пекин для подразделений армейской авиации (АА) приобрел 24 транспортных вертолета S-70C-2 производства США, которые китайские военные эксплуатировали как в рамках учений, так и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Винтокрылые машины американского производства показали свои лучшие качества в ходе полетов в сложной горной и горно-лесистой местности, а бортовые РЛС метеоразведки обеспечивали безопасность полетов в сложных погодных условиях.

Американский транспортный вертолет S-70C-2

После анализа результатов спасательной операции (землетрясение) в районе г. Вэньчуань в 2008 г., где проявились преимущества американской винтокрылой машины над российскими МИ-17/171, командование НОАК санкционировало опытно-конструкторские работы по воспроизводству данных вертолетов под обозначением «Чжи-20».

Соответствующие подразделения Китайской авиастроительной промышленной корпорации выполнили разработку фюзеляжа, в изготовлении которого широко применяются углеволоконные материалы класса Т-600 и Т-800. Основное отличие «Чжи-20» состоит в том, что для повышения скоро- и грузоподъемности китайские конструкторы применили пятилопастной несущий винт, который оснастили системой электрообогрева для борьбы с обледенением.

В базовой комплектации вертолет «Чжи-20» имеет метеорологическую РЛС, навигационные системы GPS и «Бэйдоу», тепловизор и РЛС слежения за рельефом. Спасательная версия оснащается лебедкой и поисковым прожектором. Транспортная модификация для АА комплектуется системой предупреждения о радиолокационном облучении, генератором лазерных помех и устройствами для постановки тепловых помех.

Противолодочная версия «Чжи-20» будет оснащаться РЛС кругового обзора, расположенной под кабиной. В носовой и хвостовой частях вертолета установят компактные магнитометры, а по бортам винтокрылой машины разместят две внешние точки подвески (ВТП) для легких торпед типа «Рыба-7К», или легких ПКР YJ-9 или ПРР KD-10. Поиск ПЛ обеспечат 25 одноразовых гидроакустических буёв.

Новый китайский вертолет «Чжи-20F» (Z-20F)
Новый китайский вертолет «Чжи-20F» (Z-20F)

Таблица 7.

Тактико-технические характеристики вертолета «Чжи-20F»

Характеристика«Чжи-20F»
Длина (м)19,5
Диаметр несущего винта (м)16,0
Высота (м)5,25
Максимальная взлетная масса (кг)10 700
Максимальная полезная нагрузка во внутреннем отсеке (кг)1 500
Максимальная полезная нагрузка на внешней подвеске (кг)4 500
Масса топлива (л)3 600
РЛС освещения надводной обстановкиZLC-1
Количество пассивных акустических буев19
Количество активных акустических буев6
Максимальная дальность обнаружения ДЭПЛ / АПЛ (км)40 / 70
Максимальная скорость при поиске ПЛ (км/ч)200
Продолжительность полета при выполнении задачи по ПЛО на дальности 70 / 50 км от корабля (ч)От 3 до 4
Боевой радиус (км)600
Вооружение (тип торпеды)Торпеды «Рыба-7К»
ДвигательWZ-10
Максимальная мощность в аварийном режиме (л.с.)2 719
Взлетная мощность (л.с.)2 175
Максимальная скорость (км/ч)330
Крейсерская скорость (км/ч)240
Дальность полета (км)900 без подвесных топливных баков (ПТБ) 2 000 с 4 ПТБ
Практический потолок (м)6 500
Экипаж (чел)2

По материалам журнала «Корабельное вооружение»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий