"Пантера" KF51, часть IV

ОБТ «Пантера» KF51 от Rheinmetall: расширенный обзор

Продолжаем публикацию дополнительных материалов о новом основном боевом танке (ОБТ) концерна Rheinmetall «Пантера» KF51, обнародованных в ходе профильного форума в Берлине. Напоминаем, что первая статья серии стала вводной в тему, вторая посвящена огневой мощи модели, третья – защищенности боевой машины. В настоящем материале начальник отдела Rheinmetall Electronics Кристоф МЕЙЕР (Christoph Meyer)  делится особенностями организации электроники и информационного обеспечения танка.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Электроника и информационное обеспечение ОБТ «Пантера» KF51

Согласно специалистам Rheinmetall, мобильности, огневой мощи и защиты недостаточно для создания хорошего танка. Для выполнения миссии решающее значение имеют различные датчики, соединенные с компьютерами, способными передавать все данные в нужную подсистему или нужному члену экипажа. Командир и наводчик должны видеть потенциальные цели не только на большом расстоянии, они также должны наблюдать за тем, что происходит на гораздо более близком расстоянии вокруг платформы, в то время как для точной стрельбы из основного орудия необходимо ввести соответствующие данные в компьютер для стрельбы.

Rheinmetall Electronics – подразделение компании, отвечающее за всю ветронику [объединение электронных систем боевой машины] «Пантеры» KF51.  «На новом ОБТ мы установили первую цифровую систему прозрачной брони, которая, благодаря встроенному прицелу, позволяет днем и ночью видеть сквозь машину», – объясняет К.Мейер. Система ситуационной осведомленности на 360° основана на модулях, часть из которых находится на этапе разработки, в то время как другие уже используются на разных платформах, таких как немецкие БМП «Пума» , австралийские БТР «Боксер» и венгерские БМП «Линкс» .

Сенсоры ситуационной осведомленности ОБТ «Пантера» KF51
Сенсоры ситуационной осведомленности ОБТ «Пантера» KF51

Шесть из этих модулей установлены вокруг башни, спереди, посередине и сзади с обеих сторон, чтобы охватывать 360°, предоставляя любому члену экипажа необходимые изображения, должным образом скорректированные блоком обработки видео, расположенным в задней части боевого отделения башни. «У нас также есть приложение на основе искусственного интеллекта (ИИ), способное обнаруживать действия противника, открытая архитектура системы позволяет нам внедрять новые функции, разработанные третьими сторонами», – добавляет К. Мейер. Поскольку недостаточно просто видеть вокруг, в башню также встроены акустические датчики определения местоположения выстрела и лазерные системы предупреждения, позволяющие обнаруживать огонь противника, а также осуществлять лазерную дальнометрию или подсветку. 

После обработки специальным программным обеспечением (ПО) вся информация объединяется в центральный компьютер и становится доступной для всего экипажа, «используя очень простой человеко-машинный интерфейс, стараясь не перегружать возможности одного члена экипажа», – утверждает К.Мейер. Он также добавил, что для обеспечения обнаружения дронов следует добавить радары. Предположительно, что плоские антенны АФАР вполне могут быть установлены вокруг башни, чтобы обеспечить полный охват полусферы, дополняя визуальную систему кругового обзора для определения местоположения приближающихся дронов и обмена информацией между боевыми машинами и подразделениями. Детекторы выстрела также являются датчиками, которые могут быть интегрированы для дальнейшего повышения уровня осведомленности.

Все датчики, которые влияют на данные для стрельбы, метеорологические, навигационные, определения точного местоположения, учета эффекта Кориолиса и т. д., обрабатываются в компьютере управления огнем, расположенном спереди слева в башне. Он подключен к прицелам наводчика и командира, установленным на правой стороне башни.

Прицелы командира и наводчика
Прицелы командира и наводчика

Rheinmetall установил новый фиксированный цифровой двухокулярный прицел для наводчика, в то время как новый командирский прицел с двойным тепловым каналом в настоящее время проходит испытания в WTD 81 [подразделение военно-технической службы бундесвера]. Командирский прицел включает в себя как MWIR, так и SWIR-датчики, последний значительно улучшает видимость в тумане. 

Что касается навигации, ОБТ «Пантера» KF51, очевидно, оснащен системами GNSS, но также способен работать в районах, где отсутствует GNSS. Rheinmetall разрабатывает систему на основе изображений. Она использует изображения, предоставляемые камерами, в сравнении с оцифрованными данными карт, для обеспечения точного позиционирования, которое обновляет инерциальную навигационную систему, если сигналы спутников глушатся или подделываются. 

«В нашем компьютере управления огнем мы запускаем серию программ, которые сводят к минимуму разрыв во времени между датчиком и стрелком.Обычно и наводчику, и командиру приходится постоянно наблюдать за полем боя, один ищет врагов, идентифицируя их, в то время как второй поражает их, работая либо в режимах «стрелок-стрелок», либо «охотник-стрелок».В «Пантере» KF51 мы добавили ПО для изменения пикселей, которое позволяет обнаруживать врагов, использующих алгоритмы ИИ, нанося на значок врага символ отслеживания», – объясняет К.Мейер. В прошлом алгоритмы изменения пикселей работали только тогда, когда платформа была статичной, но теперь вычислительная мощность и алгоритмы ИИ позволяют обнаруживать изменения даже при движении танка, хотя и на пониженной скорости около 20 км/ч.

Вся информация, собранная на уровне платформы, поступает в систему управления боем (СУБ), которая также получает информацию от более высокого эшелона, а также от других платформ. Все это, конечно же, поддерживается полным набором средств связи, основанным на цифровых радиостанциях и оптимизированных антеннах, причем последние используются не только для подключения пилотируемых платформ, но и для мониторинга действий БПЛА, а также для поддержания канала передачи данных с барражирующими боеприпасами (ББ). 

Rheinmetall Electronics способна предоставить заказчику правильную информацию, полученную из СУБ и переданную в систему миссии, предоставляя ее экипажу. Здесь также используются алгоритмы, позволяющие максимально снизить нагрузку на экипаж. В Германии продолжаются исследования и разработки с целью улучшения эргономики, предоставления данных наилучшим образом. Одновременно, накоплен большой опыт в различных экспортных программах, в которых участвует компания.

Катапульта для БПЛА или ББ
Катапульта для БПЛА или ББ

Барражирующие боеприпасы многократны. «Наш модуль расширенной миссии имеет стандартный интерфейс, позволяющий использовать как БПЛА, так и ББ, и имеет тот же размер, что и модуль противотанковых ракет, используемый в нашей башне Lance», – объясняет К.Мейер. Им также должен быть оснащен немецкий армейский БТР с тяжелым вооружением (Schwerer Waffenträger Inanterie) на базе БТР «Боксер» (Boxer) 8×8, оснащенный башней с 30-мм пушкой и ПТУР «Спайк» (Spike).

Некоторый объем в задней части башни «Пантеры» KF51 также позволяет устанавливать БПЛА малой дальности. Этот подход отличается от установки, демонстрировавшейся на первом прототипе на Eurosatory в Париже, где небольшие БПЛА VTOL [вертикального взлета и посадки] располагались со стороны башни. Их планируется полностью интегрировать, а изображения с них передавать на экраны экипажа. «Меню позволит планировать миссию, запускать беспилотники и управлять ими, ПО встроено в бортовую компьютерную систему», – сообщил К.Мейер.

В отношении бизнес сектора БПЛА, специалист Rheinmetall подчеркнул, что в компании рассматривают очень специфические приложения, и особенно их интеграцию с транспортными средствами, в то время как компания не нацелена на выход на рынок пехотных БПЛА. На выставке Eurosatory представлялась «Пантера», оснащенная несколькими небольшими квадрокоптерами, известными как «Стингер» (Stinger), размещенными во внешней части башни. На стенде концерна выставлялся модуль MissionPod, в котором размещались такие БПЛА, и он был совместим с ракетным отсеком башни Rheinmetall Lance.

Квадрокоптер для ОБТ «Пантера» KF51
Квадрокоптер для ОБТ «Пантера» KF51

Помимо «Стингеров» в капсуле также находился разведывательный квадрокоптер большего размера. В то время как «Стингеры» являются расходным материалом, запускаемым благодаря пневматической системе, более крупный беспилотник разработан для повторного использования. Он способен приземлиться в капсулу после возвращения с задания и перезарядить батареи, обеспечивающие автономность в 50 минут. Что касается «Стингеров», то информация, предоставлявшаяся на выставке в Париже, говорила о 20-30 минутах полета, максимальной скорости 90 км/ч и 200 граммов полезной нагрузки, возможно, небольшой боевой части (БЧ). Оба аппарата разрабатывались в сотрудничестве с берлинской компанией BärDrones.

В Берлине Rheinmetall подтвердил, что в сотрудничестве с немецкой группой израильской uVision эти БПЛА обязательно преобразуют в легкий боеприпас, а продукт станет известен, как HERO-R. Барражирующий боеприпас Hero-R получит разные конфигурации и размеры. Для одной из версий предусматривается использоваться БЧ Hero-30 массой 500 гр., поэтому потребуется БПЛА большего размера по сравнению с демонстратором концепции, представлявшимся в Париже.

Модуль для дронов MissionPod, выставлявшийся на Eurosatory 2022,  разрабатывался в соответствии с требованиями для интеграции в башню транспортного средства. С самого начала он проектировался как модульный и способный принимать различные БПЛА в разном количестве в зависимости от их размера. Такая технология интеграции будет использоваться и в «Пантере» KF51. Однако, поскольку доступное пространство для интеграции в каждом транспортном средстве различно – MissionPod также будет выглядеть по-разному. В итоге, точное количество БПЛА, которые можно интегрировать в каждый тип транспортного средства, будет зависеть от доступного пространства и выбора разведывательных БПЛА или ББ. 

Разрабатывается прототип, который позволит осуществлять взлет и посадку разведывательного БПЛА реального времени. Основными проблемами являются небольшая поверхность для посадки и тот факт, что платформа может быть не горизонтальной. Демонстрация возможностей запуска и восстановления разведывательного беспилотника запланирована на конец 2023 года.

Все датчики, системы командования и управления, коммуникации и т.д. взаимосвязаны благодаря полностью цифровой типовой архитектуре транспортных средств НАТО. Как сказал д-р Александр КУРТ (Alexander Kuhrt), вице-президент по ОБТ следующего поколения в Rheinmetall Landsysteme: «Когда мы говорим, что «Пантера» имеет настоящую открытую цифровую архитектуру, это не то же самое сообщение, которое мы давали 10 лет назад, потому что мы потратили время на разработку интерфейсов, аппаратного обеспечения, ПО и электроники, и это ближе к plug-and-play, чем все существующее на данный момент». Он добавил, что это позволит обеспечить довольно простую поддержку в процессе эксплуатации, а также модернизацию.

По сообщению специалистов Rheinmetall, на их заводе в Бремене продолжаются начальные разработки алгоритмов, которые могут быть интегрированы в «Пантеру» по мере готовности. Эти алгоритмы в основном направлены на снижение нагрузки на экипаж. Хотя это и не указано четко, некоторые из них вполне могут быть связаны с использованием БПЛА и беспилотников типа «ведомый». На одном из слайдов демонстрировался эскиз дрона ПВО, подключенного к танку через «боевое облако» (combat cloud).

Однако, слайд определялся как «концептуальный дизайн», который не входит (пока?) в портфолио компании по тематикам разведки, разминирования, защиты флангов и других миссий, которые могут перейти от пилотируемых платформ на беспилотные. Управление или мониторинг этих потенциальных роботизированных средств стал бы одной из возможных задач четвертого члена экипажа, расположенного спереди справа. Он также может быть командиром роты, отвечающим за координацию миссии и не занимается управлением танком. По этому поводу в Rheinmetall заявили, что «продолжаются обсуждения с различными армиями, чтобы выяснить, как эта дополнительная позиция вписывается в их концепцию операций».

По материалам ресурса edrmagazine.eu

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *