Боевые танки России

Модернизация боевых танков России – западная оценка

На Западе регулярно упоминают презентацию новой российской бронетехники на Параде Победы в мае 2015 г. и прозвучавшее тогда заявление о выпуске к 2020 г. более тысячи подобных образцов. Сегодня западные аналитики с удовлетворением отмечают, что появившиеся в тот момент сомнения относительно реальности этих планов подтвердились. Вместо массового производства новых сложных боевых машин правительство РФ остановилось на комплексной, но по суммарным затратам более приемлемой, модернизации основных боевых танков России (Т-72, Т-80 и Т-90).

Немецкий танковый эксперт Рольф ХИЛЬМЕС
Немецкий танковый эксперт Рольф ХИЛЬМЕС

Как на Западе оценивают сложившуюся ситуацию в российском танкостроении? Свое оригинальное мнение по этому вопросу представил немецкий танковый эксперт Рольф ХИЛЬМЕС (Rolf HILMES). Его статья под названием “Модернизация русских боевых танков” (Die Modernisierung russischer Kampfpanzer), опубликована в немецком авторитетном военном издании “Europäische Sicherheit & Technik”.

Основное содержание статьи приводится ниже. Внесенные изменения обусловлены требованиями поисковой оптимизации и не искажают содержание публикации.

Боевые танки России – общее положение

Большая часть все еще эксплуатируемых сегодня ВС России основных боевых танков (ОБТ) принята на вооружение в 1970-х гг. и сегодня (арифметически около 45 лет) всё еще остается в эксплуатации. Даже если бы все модели за этот период модернизировали несколько раз, то сегодня машины, в особенности старые  (Т-72 и Т-80), не соответствуют текущим стандартам боевой эффективности.

Поскольку по разным причинам это поколение машин в обозримом будущем не будет заменено новыми образцами (полностью), решение о проведении комплексной и масштабной программы повышения их боевой ценности (Kampfwertsteigerungsprogramm, KWS-programm) было принято правильно. Таким образом, эта бронетехника  останется в эксплуатации в течение еще 15 лет.

Новейший боевой танк Росси Т-14 "Армата"
Новейший боевой танк Росси Т-14 “Армата”

Основной боевой танк Т-72Б3 (объект 184-3)

ОБТ T-72 – самая старая модель из трех рассматриваемых боевых танков России. Во времена расцвета в советские и российские ВС планировалось поставить до 9 тыс. этих машин в разных версиях. Между тем, определенную часть вывели из эксплуатации и утилизировали или перевели на хранение. Можно предположить, что в настоящее время в использовании остаются около 1900 машин. Для этого танка уже в 2010 г. приняли решение о большой программе повышения боевых возможностей (KWS) до версии Т-72Б3 (модель 2013 г). По причинам стоимости, переоснащение является относительно ограниченным – возможно, модернизировано около 400 машин.

Танк Т-72Б3
Танк Т-72Б3

Направления модернизации

На Т-72Б3 предприняты повышения характеристик во всех классических областях (огневая мощь, мобильность, защита и управляемость). Огневая мощь улучшена за счет установки самой современной версии 125 мм гладкоствольной пушки (2 A46 M5). У этого орудия максимальное давление газа поднялось с 5100 до 6500 бар.

Кроме того, в версии Т-72Б3 используется модифицированный автомат заряжания, который позволяет подавать подкалиберный снаряд с сердечником длиной 695 мм. В результате Т-72Б3 способен применять новые снаряды 3 БМ 59 (“Свинец-1”, вольфрамовый тяжелый металлический сердечник) и 3 БМ 60 (“Свинец-2”, сердечник из обедненного урана). Согласно российским источникам, эти снаряды способны пробить от 600 мм до 2,0 м однородной брони (RHA).

Из основного орудия Т-72Б3 также возможен пуск управляемой ракеты с лазерным наведением 9М119М “Инвар” (принадлежащий системе 9К119 “Рефлекс”) с дальностью до 5000 м.

Выстрел с управляемой ракетой 9М119М "Инвар"
Выстрел с управляемой ракетой 9М119М “Инвар”

Для увеличения дальности стрельбы Т-72Б3 получил новую систему управления огнем (СУО), компоненты которой в основном идентичны СУО “КАЛИНА” ОБТ  Т-14. К ним относятся новый цифровой вычислитель и автомат сопровождения цели. Ключевым элементом новой СУО является новый прицел “Сосна-У” от белорусской компании “Пеленг”. В прицеле установлен тепловизор CATHERINE-FC производства французской компании Thales.

Зенитный 12,7 мм пулемет командира может обслуживаться изнутри башни. Машина также оборудована российской системой позиционирования “ГЛОНАСС”.

Первые экземпляры ОБТ T-72Б3 получили новую гусеницу со сменными траками. Вместе с тем, согласно имеющейся до сих пор информации, машины остались оборудованы предыдущим двигателем В-84-1 (617 кВт / 838 л.с.). Предположительно, по причинам стоимости модели T-72Б3 2013г. получили еще старую систему реактивной брони “Контакт 5”. В системе электронно-оптической активной защиты “Штора-1” отказались от двух ИК источников помех слева и справа от основного орудия. Причины до сих пор неясны.

Версия Т-72Б3М

Примерно через три года после начала программы модернизации финансовая ситуация, по-видимому, улучшилась. По этой причине в 2016 г. была поставлена переработанная версия под обозначением Т-72Б3М (модель 2016 г.), или Т-72Б4. Первые машины поступили в 2018 г.

Боевой танк Т-72Б3М/Б4
Боевой танк Т-72Б3М/Б4

Данная модель получила очередной раз доработанную пушку 2A46M 5-01 и улучшенную бортовую электронику. Вероятно, теперь командир должен был бы получить мощный перископ круглого обзора. Однако, из-за нехватки места этот прибор не удалось установить перед командирским люком. Поэтому в этой версии смотровая головка панорамного перископа смонтирована на крыше башни, между командирским и люком наводчика. Такое решение значительно увеличивает силуэт машины и представляется менее удачным.

С точки зрения подвижности на этой версии установлен двигатель W 92 S2F (830 кВт / 1128 л.с.) и автоматическая коробка передач  АПП-172. При этом, речь идет о тех же компонентах привода, что и у танка Т-72МС (экспортная версия). Аналогично частично использован более мощный комплекс динамической защиты “Реликт”. Согласно российским источникам, этот комплекс снижает показатель бронепробиваемости  кумулятивного заряда примерно на 600 мм (RHA). В результате улучшения защищенности боевой вес танка Т-72Б3М увеличился до 46,5 т.

В итоге версия Т-72Б3M/Б4 демонстрирует значительное увеличение боевой мощи. По слухам, программа повышения боевой ценности охватит несколько тысяч боевых машин. В результате в ближайшие 10-15 лет сухопутные войска России получат в свое распоряжение очень мощное базовое оснащение в лице мощных боевых танков.

Тем не менее, сохранение старой сборки указывает и на ограничения: намеренно высокая плотность монтажа боевых танков России и небольшие объемы корпуса и башни сдерживают возможности комплексной модернизации.

Танк Т-80 БВМ (объект 219 РВМ)

Реактивация ОБТ типа Т-80Б и инициирование программы модернизации этой модели удивило многих западных наблюдателей. Поскольку еще в 2011 г. Министерство обороны России объявило, что для дальнейшего развития боевых танков России будут рассматриваться только дизельные модели Т-72 и Т-90. Из-за высоких эксплуатационных расходов танк T-80Б/T-80У постепенно бы выводился из эксплуатации, производство в Омске оставило бы только экспортные заказы.

Однако, в 2016 г. появилось неожиданное объявление о том, что определенная часть из около 3,5 тыс. законсервированных ОБТ Т-80Б снимут с хранения и подвергнут комплексной программе модернизации. Первые машины версии, обозначенной как T-80БВМ, появились в Ленинградской области уже в 2017 г.

Боевой танк России T-80БВМ
Боевой танк России T-80БВМ

На Т-80БВМ сохранена прежняя 125 мм гладкоствольная пушка 2 A46M 4. Оружие позволяет осуществлять пуск управляемой ракеты 9М119М “Инвар” с тандемной кумулятивной боевой частью. Подобно Т-72Б3, этот танк также получает новую систему управления огнем с аппаратом сопровождения цели и цифровым  вычислителем. Наводчик также дополнительно получил новый прицел “Сосна-У” с французским тепловизором. Аналогичным образом в механизм заряжания внесены изменения, позволяющие вести огонь современными подкалиберными боеприпасами с удлиненным сердечником. Кроме того, установлена новая радиостанция Р-168-25 У-2.

Радиостанция Р-168-25 У-2
Радиостанция Р-168-25 У-2

Особенности трансмиссии

В прошлом ОБТ T-80Б являлся лучшим моторизированным российских танком со специфической удельной мощностью двигателя (20 кВт/т, или 27 л.с./т). Благодаря чему, машина демонстрировала наилучшие показатели ускорения и развивала максимальную скорость около 80 км/ч. Причина была в установке газовой турбины с мощностью в 1000 кВт/1360 л.с., позднее 1250 кВт/1700 л.с., выше среднего для российских условий.

Обратной стороной медали, ожидаемо, стал значительный расход топлива, тем более что, газовая турбина не имела теплообменника. При движении по дороге расход топлива достигал не менее 750 л на 100 км. Расход газовой турбины на холостом ходу был около 50 кг/час. Тут подразумевается использование современной газовой турбиной GTD 1250 TF с цифровым управлением, при котором  расход значительно снижен.

Кроме того, были предприняты меры по обеспечению уверенного пуска газовой турбины вплоть до температуры минус 50 градусов. В связи с этим, танки Т-80БВМ должны дислоцироваться преимущественно в холодных/арктических регионах: в районе Мурманска, в Сибири и в дальневосточных областях, вдоль Амура.

У машины сохранена старая чугунная башня, хотя она не является оптимальной для установки специальных элементов брони. Защиту ОБТ T-80БВМ должны улучшить элементы динамической брони типа “Реликт”. Боевой вес снова вырос до 46,5 т.

Танк Т-90М (объект 188 М)

Из тройки рассматриваемых здесь моделей боевых танков России Т-90 имеет наименьшее время эксплуатации. Он поступил в войска в 1993 г. и, таким образом, используется максимум 26 лет. Из-за относительно высоких производственных затрат с начала 1990-х гг. для ВС России произведено только от 350 до 400 ОБТ Т-90. В принципе, Т-90 по многим показателям базируется на модели Т-72. Прототип самой современной версии 1989 г. имел обозначение Т-72БУ. По маркетинговым соображениям и в силу отсутствия успеха Т-72 во второй войне в Персидском заливе машину переименовали в Т-90.

Боевой танк Т-90М "Прорыв-3"
Боевой танк Т-90М “Прорыв-3”

Новая версия Т-90М “Прорыв-3” также получила современную 125 мм гладкоствольную пушку 2 А46М-5, которая выдерживает гораздо более высокое давление газов. Из орудия возможен пуск управляемой ракеты “Инвар”. От танка Т-14  также взята современная система управления огнем “Калина” с цифровым вычислителем и аппаратом сопровождения цели.

По-видимому, для Т-90М разработана новая оружейная станция с дистанционным управлением, которая объединена с панорамным перископом командира. Аналогичное решение применено и в ОБТ Т-14, однако на Т-90М намного эффективнее используется 12,7 мм пулемет “Корд”. На некоторых снимках явно распознается вытянутый хвост башни в версии Т-90М. Возможно это потому, что танк получил новую сварную башню, в задней части которой может быть размещена часть боекомплекта.

Мобильность и защищенность

Для улучшения мобильности использовавшийся до сих пор двигатель W92 S2 (698 кВт/949 л.с.) заменен более мощной моделью W92 S2F (830 кВт/1128 л.с.). На снимках в передней части башни видны два лазерных датчика, известные по системе защиты “Штора-1”. По бокам башни за дополнительной броней с каждой стороне расположены пусковые установки дымовых гранат системы “Туча”. В некоторых сообщениях речь идет о том, что версии Т-90М должна получить некоторые элементы комплекса активной защиты “Афганит” (установлен на танке Т-14). На имеющихся фотографиях, однако, таких элементов пока не обнаружено.

Лазерный датчик системы "Штора-1"
Лазерный датчик системы “Штора-1”

Защищенность улучшена за счет использования современной динамической брони типа “Реликт”. С той же целью в башенной зона с разных сторон установлено сетчатое бронирование от переносного противотанкового оружия. Кроме того, для того же боковая и задняя части шасси прикрыты дистанционной пластинчатой броней (типа Slat-Armor). Улучшение защищенности также привело к увеличению боевого веса Т-90М до 46,5 т.

В ходе модернизации основного боевого танка Т-90 не сделан решающий шаг к значительному снижение уязвимости: хранение боеприпасов основного оружия в автоматическом аппарате заряжания локализовано в башне. Вместе с тем, в прошлом уже имели место несколько разработок, которые даже дошли до стадии прототипа.

Так, в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе была разработана и испытана так называемая башня “Бурлак”. А в Омске новая башня испытывалась на демонстраторе “Черный орел” (объект 640). Причинами отказа от этих разработок могут быть большой вес, высокая сложность и в результате системные технические недостатки, а также высокая стоимость.

Объект 640 "Черный орел"
Объект 640 “Черный орел”

Заключительные замечания

В ходе модернизации трех основных боевых танков России за прошедшие годы, прежде всего, значительно улучшены огневая мощь и защита. С введением прицельного устройства “Сосна-У” с мощным французским тепловизором ликвидировано более, чем десятилетнее отставание в ведении ночного боя. Особенно модели Т-72Б3/Б4 и Т-90М с новой 125 мм гладкоствольной пушкой 2 А46М-5 и современной системой управления огнем “Калина” по уровню огневой мощи почти догнали танк Т-14 “Армата”. Целенаправленно улучшена защищенность, среди прочего, благодаря использованию самой мощной динамической брони типа “Реликт”.

Динамическая броня "Реликт"
Динамическая броня “Реликт”

С другой стороны, в настоящей статье также показано, что правительство России не смогло реализовать объявленное в 2015 г. полноценное восстановление сухопутных войск путем введения разнообразных новых боевых машин. Вместо этого оно инициировало комплексную программу модернизации представленных моделей основных боевых танков. Возможно, это решение обусловлено множеством причин – как, например, стоимость.

Новые боевые машины, представленные в 2015 г. частично характеризуются значительным увеличением сложности, из-за чего, вероятно, будут иметь цену за единицу порядка 6-7 млн. евро. С сокращающимся оборонным бюджетом удалось бы достигнуть только минимальных показателей норм производства – в результате поступление в войска значительного количества отложено на длительный срок.

Возможно, с одной стороны, российская оборонная промышленность была не в состоянии, изготавливать особенно сложные опто-электронные комплектующие с необходимым стабильным качеством и в требуемом количестве. После распада Советского Союза в военной промышленности имели место многочисленные распады производств, а также приватизации компаний со значительным сокращением производственных мощностей. В пользу этого говорит, например, обращение к современному прицельному устройству из Беларуси (с тепловизором из Франции).

 Прицельный комплекс "Сосна-У"
Прицельный комплекс “Сосна-У”

С другой стороны, очевидно стремление к сохранению всех возможных производств танков. Даже деактивированный танковый завод в Омске снова обеспечен новыми заказами. Как следствие, за обозримый промежуток времени произошло оснащение ВС России относительно современными боевыми машинами.

Реактивация Омского танкового завода может быть также связана с сильным влиянием местных политиков, нацеленных на возрождение промышленности в этом регионе. Повышение боевой ценности нескольких типов танков в относительно большом количестве позволяет сохранять больше рабочих мест. Напротив, очень сложные системы изготавливаются крайне ограниченными партиями.

В целом, снова упущен шанс использовать паузу в планировании для упрощения логистики и стандартизации. В ближайшие 10-15 лет снова потребуется обеспечивать три типа ОБТ различными комплектующими в таких логистически критических областях, как привод и трансмиссия. Но также весьма вероятно, что дизельные модели имели бы значительные проблемы в арктическом климате, например, при холодном старте.

[sendpulse-form id=”2230″]

Российская система активной защиты “Арена-Е” демонстрировалась на каждой выставке вооружений, начиная с 1992 г. Недостатками этой версии, среди прочего, были размер и расположение сенсорной головки. С 2012 г. представляется новая версия “Арена-2” со значительно меньшими компонентами. Примечательно, что ни в одном из модернизированных боевых танков России эта система защиты не установлена. Не обнаружены на обновленных боевых танках и компоненты системы активной защиты “Афганит”, представленные в 2015 г. на новых боевых машинах. О вероятных причинах можно только дискутировать.

Хотя в течение многих лет в России, как и на Западе. разрабатывается информационная система боевого управления (СБУ) для сухопутных войск, ни в одной статье (в Интернете) не упоминается, что такая система установлена в модернизированных версиях. О возможных причинах можно только догадываться: затраты, техническая зрелость, доступность всех необходимых компонентов и т. д. Остается открытым вопрос, разработана ли новая радиостанция Р-168-25 У-2 также и для обмен данными в будущей СБУ.

Возможно для российской стороны основанием для принятия решения служит то, что в настоящее время на Западе также предпринимаются усилия по повышению боевой эффективности старых танков. Но только в отдельных случаях присутствуют конкретные планы по разработке боевых машин будущего. Запланированное введение в строй имеет перспективу около 16-20 лет, а будут ли в итоге эти проекты успешно введены в серию, по опыту, довольно сомнительно.


По материалам журнала “Europäische Sicherheit & Technik”

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *