Большие боевые корабли: состояние и тенденции

Большие боевые корабли (Capital Ships), как правило, могут действовать автономно в течение, по крайней мере, определенного времени. Поражение такого корабля, по мнению некоторых экспертов, сигнализирует о вероятном поражении всего флота.

Боб Ньюджент
Боб Ньюджент

Вашему вниманию предлагается статья “Большие боевые корабли. Актуальные проекты” (Große Kampfschiffe. Aktuelle Vorhaben), опубликованная в журнале “Europäische Sicherheit & Technik”. Автор Боб НЬЮДЖЕНТ (Bob NUGENT) в прошлом морской офицер, а ныне практикующий ученый и преподаватель школы им. Буша Католического бизнес университета Америки, (Busch School of Business der Catholic University of America, Вашингтон, Округ Колумбия), рассматривает тему, основываясь на материалах международной консалтинговой компании AMI International.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Большие боевые корабли. Актуальные проекты

Что такое большие боевые корабли? Имеет ли этот термин смысл в практике применения современных ВМС? В то время, как термин возвращает в начало 20-го века, к стратегической концепции морского противостояния между почти равнозначными противниками (Near Peer), параллельно этому рост строительства нового поколения больших боевых кораблей в современную морскую эпоху приобретает новый смысл.

Термин «крупный боевой корабль» (Capital Ship) является относительно новым в истории морской войны. Джон КИГАН (John KEEGAN) отмечает, что он впервые был использован в 1909 г. и в основном относится к линейным кораблям. Поскольку эти корабли представляли собой самые стойкие и крупнейшие платформы в ведущих флотах того времени, термин стал модным, подобно термину «первоклассный», который использовался  королевскими и другими ВМС, чтобы описать самые большие и мощные (с точки зрения вооружения) линейные боевые корабли конца 19 века. В военно-морских контрактах 1920-х и1930-х годов до Второй мировой войны термин использовался, чтобы описать надводные боевые корабли по размеру и вооружению. В этом случае большие боевые корабли формально определялись как линкоры и линейные крейсеры с крупнокалиберными орудиями и тяжелой броневой защитой и водоизмещением более 20000 тонн.

Линкор Королевских ВМС Великобритании "Дредноут"
Линкор Королевских ВМС Великобритании “Дредноут”

После Второй мировой войны термин, обычно, используется для описания авианосцев и позднее атомных подводных лодок, которые зримо превосходят линкор как по водоизмещению, так и/или по мощности. Функциональное определение термина появляется время от времени, причем только чтобы распространить понятие на наиболее важные военные корабли ВМС, а также на самые большие военные корабли, в особенности в сравнении с другими крупными военными кораблями и другими военно-морскими сооружениями.

Уильям ЛИНД (William LIND) определил в 1986 г. крупный боевой корабль с оперативной и реляционной точки зрения, как корабль военно-морских сил, который, в случае его поражения сразу же сигнализирует о поражении этих ВМС. В этом контексте большой боевой корабль, по крайней мере, способен независимо оперировать в течение определенного периода времени, даже если остальной флот побежден или нейтрализован. Кроме того, целью крупного военного корабля является поражение других больших кораблей, которые, согласно определению Мэхана (Mahan), возвращают ведущую роль каким-либо ВМС, состоящую в том, чтобы вступать в сражение и побеждать другие флоты.

Студенты военно-морских академий 21-го века также используют определение миссии и функций, для описания крупных боевых кораблей. В этом контексте, термин может иметь отрицательное значение, в особенности в случае критики авианосцев, которые считаются как уязвимыми, так и устаревшими, как и их предшественники.

Авианосец ВМС США USS „John F. Kennedy“
Авианосец ВМС США USS „John F. Kennedy“

Функциональные особенности

На этом фоне, однако, самые последние функциональные описания больших кораблей в качестве основных единиц ВМС предлагают ряд полезных функций, которые отличают их от других типов кораблей и на которые они, по крайней мере, способны:

  • обеспечение защиты торговых путей;
  • осуществление контроля морской зоны в пределах определенного региона;
  • уничтожение боевых кораблей вражеских военно-морских сил;
  • демонстрация видимой готовности и способности нации, сражаться и побеждать на море, будь то в ограниченное мирное время или на войне.

Эта статья использует широкое определение “большой боевой корабль” (Capital Ship), которое объединяет как размеры, так и функциональные возможности. Большие боевые корабли являются крупнейшими и самыми мощными надводными кораблями определенного флота. Они в состоянии участвовать в разнообразных миссиях, в которых защищают торговые пути и, прежде всего, контролируют морской район. Заменяя таким образом, большие, но специализированные корабли типа десантных и транспортных судов, а также малые патрульные и боевые катера, не обладающие необходимой автономностью для обеспечения более широкого спектра задач.

Фрегат УРО ВМС Франции типа "Фремм"
Фрегат УРО ВМС Франции типа “Фремм”

Это определение расширяет термин и делает его относительным. Для некоторых ВМС он распространяется на фрегаты и типы кораблей, которые в других более крупных флотах определяются в качестве кораблей сопровождения, разведывательных или вспомогательных судов. Он также более иронично и, возможно, буквально передает положение, которое необходимо принять: программа большого боевого корабля включает в себя наибольшую часть бюджета закупок ВМС. Капитальные корабли требуют львиной доли вложений средств флота или страны.

Подводная лодка (ПЛ) также может считаться большим боевым кораблем, как с точки зрения эффективности, а также количества ресурсов, которые находятся в определенной флотской структуре. Однако, исторически ПЛ не считалась средством,  определяемым для контроля морского района, пока она выполняет символические критерии в качестве  наиболее заметного и впечатляющего  доказательства воли нации, отстаивать национальную власть на море. Соответственно, эта статья не включает подводные лодки в оцениваемые  большие корабельные программы. (Тем не менее, ниже автор рассматривает ПЛ в этой статье! Прим. “ИВi”)

Флотские структуры

Эта статья основана на частной базе данных AMI International по рынкам текущих и планируемых морских инвестиций, охватывающей более 150 военно-морских флотов по всему миру. Сначала будут рассмотрены сегодняшние структуры флотов, чтобы определить какие ВМС строят и эксплуатируют авианосцы, крейсеры, эсминцы и фрегаты и в какой пропорции (к общему количеству кораблей) эти большие типы кораблей имеются во всей структуре флота.

Компания AMI International. Логотип.
Компания AMI International. Логотип.

Затем последует взгляд на будущее большого боевого корабля, начиная с обзора строительства таких кораблей в мире, затем региональный обзор наиболее важных проектов, которые в настоящее время строятся или планируются в течение следующих 20 лет.

Этот анализ включает в себя фрегат, как большой боевой корабль, поскольку этот класс корабля часто представляет собой самую большую и мощную платформу (не говоря уже о самой дорогой), которую можно найти во многих ВМС по всему миру.

Таблица 1

Современный рынок кораблей. Корабли ВМС и береговой охраны Авианосцы Десантные корабли Корабли поддержки Корветы Крейсера Эсминцы Боевые катера Фрегаты Тральщики Кор.берег.охр. Патрул.катера Подв.лодки Всего
Азия и Австралия 3 448 349 153 2 92 388 173 168 192 1957 165 4090
Карибы и Лат.Америка 1   110 136 28     22 44 6 60 872 25 1304
Бл.Восток и Сев.Африка   142 75 48   2 214 26 29 31 834 43 1444
НАТО (без США) 3 217 504 46   19 83 128 191 86 969 84 2330
Европа (без НАТО)   113 74 11     23 3 35 14 121 5 399
Россия 1 55 271 30 4 14 111 20 45 39 237 62 889
Черная Африка   27 17 1     12 7 5 16 236 3 324
США 11 203 148   22 68   13 11 37 185 69 767
Всего 19 1315 1574 317 28 195 853 414 490 475 5411 456 11547*

*Эта таблица не включает приблизительно 1845 патрульных катеров, эксплуатируемых малыми прибрежными морскими государствами, как Северная Корея. С другой стороны, для учета глобальных потребностей рассматриваются Китай и Россия.

Анализ по регионам

В таблице 1 приведены данные АМI о кораблях, эксплуатируемых в настоящее время в составе ВМС, береговой охране и другие морских службах во всем мире. В отношении больших кораблей в таблице имеются две точки: большой боевой корабль представляет собой очень узкие топовые структуры флотов во всем мире. Авианосцы, крейсеры, эсминцы и фрегаты составляют по отношению к общему количеству кораблей, малую часть глобального флота: скудных шесть процентов всех кораблей в эксплуатации.

Количество больших боевых кораблей, используемых ВМС, сильно варьируется в зависимости от региона. Соединенные Штаты по-прежнему обладают самым большим военно-морским флотом в мире с долей около 14 процентов больших боевых кораблей от общего количество судов, находящихся в строю (и возможно вдвое больше, если учитывать только ВМС, без береговой охраны и агентств, которые также используют суда). США продолжают эксплуатировать самые большие авианосцы в мире (60 процентов) и всё еще большой процент эсминцев (почти 80 процентов).

За ними по ранжиру следуют ВМС стран НАТО (исключая США) и Азиатско-Тихоокеанский регион, причем каждая группа демонстрирует похожий вес больших кораблей в их флотских структурах – около шести процентов. Возможно, нелогично, что в регионе, в котором упоминается об экспансии китайского и индийского флотов с большими надводными боевыми кораблями, обе страны остаются сильно ориентированными на фрегаты, как основной тип военных кораблей. В Азиатско-Тихоокеанском регионе фрегаты составляют почти  60 процентов больших боевых кораблей. НАТО имеет еще более высокий процент в целом, поскольку более 85 процентов крупных военных кораблей – это фрегаты.

Россия

У России есть интересный альтернативный подход к строительству капитальных кораблей. ВМФ России демонстрирует сильную преемственность от структуры советского флота времен холодной войны. На самом деле, большинство сегодняшних русских (читай “российских”, прим. “ИВi”) больших кораблей построены во времена холодной войны, и крейсеры, и эсминцы составляют гораздо большую часть российского ВМФ, чем у любого другого флота, исключая США. В целом, большие надводные корабли составляют около четырех процентов от текущей структуры ВМФ России.

Тем не менее, Россия также дает сильнейший аргумент для рассмотрения подводных лодок в качестве больших боевых кораблей, так как ПЛ составляют шесть процентов от общего количества кораблей русских военно-морских сил, которые являются вторыми по величине после США. Взятые вместе, русские большие корабли и подводные лодки составляют одиннадцать процентов структуры флота (аналогичное значение для США лежит в пределах 23 процентов). Эти цифры четко указывают на то, что Россия, как и во времена Советского Союза, продолжает инвестировать большие суммы, как в ПЛ, так и в большие надводные корабли, а командование Российского флота и национальное руководство продолжают рассматривать подводную лодку в сравнении с ее надводными судами, как большой боевой корабль.

Атомный подводный крейсер «Александр Невский» проекта "Борей"
Атомный подводный крейсер «Александр Невский» проекта “Борей”

Другие регионы

Фрегаты, несомненно, является большими кораблями в прибрежных регионах, таких как Ближний Восток и Северная Африка, а также Центральная и Южная Америка, где как географически, так и бюджетно ситуация требует предпочтения больших инвестиций в меньшие суда. Регион MENA, Латинская Америка и африканские ВМС к югу от Сахары (с очень немногими исключениями, например, Бразилия) не эксплуатируют авианосцы, крейсеры или эсминцы. Большие корабли (фрегаты) составляют от двух до трех процентов активного состава флота в этих регионах. И большинство из них являются кораблями с водоизмещением менее 4000 тонн.

По оценкам AMI, будущее мирового рынка  больших надводных кораблей предлагает для анализа дополнительный материал, дополняющий оценку этих программ (общие затраты на приобретение, включая корабли и боевые системы). Таблица 2 показывает количество классов кораблей, которые строятся сейчас или ожидаются к 2038 году.

Таблица 2

Будущие программы строительства больших боевых кораблей по регионам

Современный рынок кораблей. Корабли ВМС и береговой охраны Авианосцы Десантные корабли Корабли поддержки Корветы Крейсера Эсминцы Боевые катера Фрегаты Тральщики Кор.берег.охр. Патрул.катера Подв.лодки Всего Расходы  в млрд. долл. США
Азия и Австралия 8 73 52 47 6 37 110 147 76 123 287 115 1081 262
Карибы и Лат.Америка   12 13 4   3   30 6 36 156 13 263 25
Бл.Восток и Сев.Африка   12 15 14     28 28 21 13 198 23 352 39
НАТО (без США) 1 21 72 23   40 12 46 56 57 113 63 504 200
Европа (без НАТО)   3 3       7 10 9 5 17 6 60 10
Россия   8 7 6     27 30 29 15 13 42 177 57
Черная Африка   6 1       3     5 29   44 2
США 3 158 41     38   41   30 128 45 484 351
Всего 12 293 204 94 6 118 187 322 197 284 941 307 2945  
Ожидаемые расходы в млрд.долл.США 60 71 52 19 4 169 9 170 22 42 17 311   946

Здесь же анализ количества находящихся в эксплуатации больших кораблей предлагает несколько выводов. Во-первых, ВМС инвестируют в более крупные корабли, и большие корабли в следующие 20 лет во многих ВМС составят значительную долю как по  количеству, так и потраченным ресурсам. Этот прогноз подтверждает уже упомянутое расширение ВМС Китая и Индии, аналогичные тенденции в Японии и Корее и последние контракты для надводных боевых кораблей, полученные в Австралии и Канаде.

Объединение всех цифр завершает картину. Взятые вместе будущие авианосцы, крейсеры, эсминцы и фрегаты составят около 15 процентов от общего числа кораблей (чуть меньше 3000 кораблей и катеров), которое должно быть закуплено за этот период. Для сравнения, большие корабли составляют только пять процентов нынешнего глобального флота.

Затраты на закупку

Рассматривание финансовых расходов, демонстрирует тенденцию еще яснее. 42 процента прогнозируемых расходов на все новые военные корабли (чуть более 400 млрд. долл. США в 2018 г.) сосредотачиваются на носителях, крейсерах, эсминцах и фрегатах. А эсминцы, хотя и менее многочисленны, чем спрогнозированные фрегаты (118 по сравнению с 322), представляют примерно одинаковый объем расходов 170 млрд.  долл. США.

Другими словами, профильные расходы на закупку одного эсминца 1,5 млрд. долл. почти в три раза выше стоимости одного фрегата. AMI классифицирует в настоящее время эсминцы, как корабли с размером от 5000 до 15000 т. Они считаются преемниками настоящих больших боевых кораблей, таких как линкоры и крейсеры времен Второй мировой войны.

Интересно сравнение с инвестициями в подводные лодки в этот же период. Закупки ПЛ к 2038 году оцениваются в чуть более 300 млрд. долл. (около 307 кораблей) во всем мире, что в среднем соответствует чуть менее одного млрд. долл. США за единицу. Однако, это среднее, вводит в заблуждение, так как рынок ПЛ (с точки зрения размера и стоимости) в действительности представляет собой два рынка.

ПЛАРБ ВМС США типа "Огайо"
ПЛАРБ ВМС США типа “Огайо”

Первый состоит из относительно небольшого количества крупных атомных подводных лодок со средними затратами на закупку от 1,5 до 2 млрд. долл. за тактическую единицу (США и Великобритания) и пять-семь млрд. долл. за единицу для стратегических АПЛ (ПЛАРБ). На другом конце рынка ПЛ с обычным двигателем с водоизмещением от 2000 до 4000 тонн и средней стоимостью менее одного млрд. долл. за единицу.

Таким образом, обычные подводные лодки по стоимости закупки находятся где-то между эсминцами и фрегатами в весе и составляют еще меньшую часть структуры флота, чем рассматриваемые в этой статье крупные надводные боевые корабли.

24 программы эсминцев, которые отслеживает AMI есть или будут запущены в 16 странах. Это указывает на то, что спрос на больше и лучше оснащенные надводные суда, который частично должен объясняться возвратом к геополитическому соперничеству в море, выходит за существовавший до сих пор верхний предел крупнейших ВМС. Примечательно, что около 40 процентов этих программ размещаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе в Австралии, Индии, Японии, Китае, Южной Корее и Тайване.

Следует отметить, что многие из программ, классифицированных AMI, как эсминцы на основе размеров корабля, многоцелевых возможностей и других факторов, строящими их странами обозначаются, как фрегаты. Эту тенденцию классификации больших военных кораблей, как фрегатов можно считать конкурентной мерой для управления восприятием. Усилия представлять строительство фрегатов – даже 5000-тонных – как менее дорогие или менее амбициозные проекты следует воспринимать, как элемент острого противостояния за бюджетные средства с другими видами ВС, не понимающим  политическим руководством или даже с другими организационными структурами ВМС.

Несмотря на этот политический спор многоцелевые боевые корабли, которые имеют водоизмещение более 5000 тонн, соответствуют традиционному определению эсминца. Оглядываясь назад на поколение классификации кораблей, которые господствовали в годы холодной войны, даже голландский фрегат типа “Тромп” (водоизмещением 4300 тонн) или британский типа “Палаш” (4000 тонн) представляли верхний предел класса фрегат. Корабли типа канадского “Гурон” (4400 тонн) и немецкого “Саксония” – (4400 тонн) и класса “Шеффилд” ВМС Великобритании (4200 тонн) были значительно больше эсминцами, чем фрегатами.

Голландский фрегат типа "Тромп"
Голландский фрегат типа “Тромп”

Региональные аспекты

Расширяя региональное сравнение программ для больших боевых кораблей через эсминцы, Азиатско-Тихоокеанский регион становится также пространством для авианосцев. Они  становятся основной частью флотов Китая и Индии. Причем обе страны к 2030 году хотят ввести как минимум три авианосца. Южная Корея также подозревается в том, что имеет в планах ввод в эксплуатацию в течение 2030-х годов одного авианосца.

Хотя носители и не сравнимы со 100 000 тонным типа “Форд” ВМС США, новые проекты в Азиатско-Тихоокеанском регионе на сегодняшний день не являются “мини” авианосцами. Китайский проект оценивают в интервале от 60000 до 80000 тонн, в то время как новый индийский авианосец имеет водоизмещение от 40000 до 60000 тонн.

Авианосец ВМС Индии "Викрамадитья"
Авианосец ВМС Индии “Викрамадитья”

Что касается программ строительства фрегатов, то этот класс корабля показывает самые большие различия с точки зрения размера, числа ВМС, которые их используют и присутствия в отдельных регионах. AMI отслеживает 53 программы строительства фрегатов из 46 стран. Из этих 53 программ 37 (около 70 процентов) обладают водоизмещением от 4000 тонн, что является нижним пределом данного выше определения большой боевой корабль.

Закупка фрегатов в сравнении с другими категориями больших кораблей распределена по регионам гораздо более равномерно. На вершине стоит Азиатско-Тихоокеанский регион (почти 50 процентов новых кораблей – именно поэтому AMI рассматривает наибольшее количество стран в этом регионе). Как НАТО, так и США запланировали проекты крупных фрегатов, хотя в случае с США ни боевой корабль прибрежной зоны (LCS), ни запланированный тип FFGX (многоцелевой фрегат УРО/Multimission-Lenkflugkörper-Fregatten) не являются большими кораблями в классическом представлении. Вместо этого они сконструированы так, чтобы соответствовать своему классу: фрегаты как корабли, которые поддерживают основную часть флота и/или проводят специализированные независимые операции (например, поиск и уничтожение мин в случае LCS).

Корабль прибрежной зоны USS Tulsa
Корабль прибрежной зоны USS Tulsa

Тем не менее, мы решили также принять во внимание программы строительства фрегатов с водоизмещением менее 4000 тонн, имея в виду их относительную боевую мощь, равную большим кораблям. Часто маленькие фрегаты представляют собой самые большие и самые боеспособные закупаемые надводные боевые единицы. Примером для этого является многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Бангладеш, Вьетнам), многие в Южной Америке (Чили, Аргентина), большая часть Ближнего Востока и Северной Африки, а также Европа (Швеция, Финляндия, Румыния).

И, как уже упоминалось, самый наименьший современный многоцелевой фрегат по средним ценам около 500 млн. долл. за единицу для большинства ВМС представляет реалистичный верхний предел осуществимых закупок, как с точки зрения бюджета, так и боевых возможностей.

Итоговые выводы

Эта статья началась с короткого обзора о происхождении термина «Capital Ship / большой боевой корабль» и констатирует, что в течение 100 лет с момента его ввода как размеры, так и особенности кораблей были адаптированы. Это смешанное определение продолжается и в 21 веке. В нынешних условиях, в которых политическая и стратегическая обстановка подталкивают многие ВМС к тому, чтобы приобретать большие и мощные корабли для более жестких морских конфликтов, кажется уместным  в отношении термина “большой корабль” сконцентрироваться на авианосцах и в особенности на эсминцах.

Растущая сила военно-морских систем (сенсоры, оружие, связь, РЭБ и кибер-оружие) на борту небольших фрегатов также дают им возможность рассматриваться под определением большого  корабля, исходя из перспектив их боевых возможностей.

Судят по размеру или возможностям, большой боевой корабль занимает значительную долю в качестве носителя концентрированных военно-морских возможностей в каждых ВМС. Так, программы строительства крупнейших надводных кораблей продолжают привлекать пристальное внимание, а иногда и приводят к значительным противоречиям. Итак, судостроение и оперативные основы ВМС за более, чем 100 лет со дня концепции больших боевых кораблей изменились настолько, что уже не оставляют им в той же степени центрального места в современных надводных флотах. Таким образом, “капитальный корабль” является термином, который остается релевантным для оценки  текущих тенденций в кораблестроении и структуре флота.


По материалам журнала Europäische Sicherheit &Technik

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *