Силы самобороны Японии продолжают работу над электромагнитной рельсовой пушкой (рельсотроном). Последним подтверждением этого стали опубликованные ВМС Японии фотографии с борта испытательного военного корабля JS «Асука» (Asuka) в порту Йокосука. Ожидается, что испытания этого оружия в такой конфигурации пройдут до конца июля 2025 года. Продолжающиеся разработки Японии в этой области резко контрастируют с отказом ВМС США от этой категории оружия в начале 2020-х годов после возникновения серьёзных технических проблем.

Корабль JS «Асука» в порту Йокосука с рельсовой пушкой (здесь она закрыта) на кормовой лётной палубе.
Корабль JS «Асука» в порту Йокосука с рельсовой пушкой (здесь она закрыта) на кормовой лётной палубе

По мнению экспертов, согласно фотографиям, рельсотрон, установленный в башне на «Асука», очень похож, если не идентичен, прототипу, который Агентство по закупкам, технологиям и материально-техническому обеспечению Министерства обороны Японии (ATLA) уже несколько лет тестирует на суше и на море. 

Орудийная башня с кожухом вокруг рельсовой пушки
Орудийная башня с кожухом вокруг рельсовой пушки

На снимках, кроме того, видны несколько контейнеров с генераторами и/или конденсаторами, а также другие транспортные контейнеры, в которых могут находиться дополнительные системы или рабочие места. Для рельсотронов, в которых вместо химического топлива для стрельбы снарядами на очень высоких скоростях используются электромагниты, исторически необходимы значительные мощности для выработки энергии и охлаждения. Из-за этих требований полноценные рельсотроны обычно очень громоздкие.

Больше информации на нашем телеграм-канале

Учитывая всё это, отмечается, что установка рельсотрона на лётной палубе «Асука» имеет смысл с точки зрения тестирования, благодаря наличию большого открытого пространств. Для традиционной интеграции подобного оружия на действующий военный корабль необходимо обеспечить питание и охлаждение, а также найти достаточно места под палубой для различных компонентов, не говоря уже о времени и ресурсах, необходимых для более масштабных модификаций.

Рельсовая пушка на борту JS «Асука». Фото Морскихи сил самообороны Японии. Апрель 2025 года.
Рельсовая пушка на борту JS «Асука». Фото Морскихи сил самообороны Японии. Апрель 2025 года.

Рельсотроны создают дополнительные проблемы, связанные с износом при длительной стрельбе снарядами на очень высоких скоростях. Из-за сильного трения стволы быстро стираются, что приводит к снижению дальности и точности стрельбы, а также к потенциальному риску катастрофического отказа.

По имеющимся от ATLA данным, в ходе предыдущих испытаний рельсовая пушка японской разработки продемонстрировала способность стрелять снарядами со скоростью около 2230 м/сек. (6,5 Маха) при использовании 5 МДж энергии заряда. По состоянию на апрель 2025 года предыдущие цели испытаний включали  достижение начальной скорости снаряда не менее 2000 м/сек и срока службы ствола в 120 выстрелов. В отчётах говорится, что в ATLA также работают над снижением энергопотребления оружия.

Выступая на панельной дискуссии в рамках DSEI Japan 2025, Кадзуми Ито, главный директор отдела политики в области оборудования в ATLA, сообщил, что разработка рельсотрона в Японии «идёт по плану», но признал наличие «различных проблем».

Несмотря на трудности, японские власти ясно дали понять, что в будущем они планируют создать действующую морскую рельсовую пушку. Начиная с выставки DSEI Japan 2025 в начале 2025 года, МО Японии публично демонстрировало модель рельсовой пушки в башне с гораздо более обтекаемым дизайном, чем у той, что установлена на «Асука».

На публичной презентации в 2024 году вице-адмирал ВМС Японии Имаёси Синити, генеральный директор ATLA по военно-морским системам, также рассказал о планах по установке рельсотрона на будущих эсминцах типа 13DDX, поступление которых на вооружение планировалось в 2024 году. Ранее ATLA представила художественный концепт вооружённого рельсотроном эсминца проекта «Майя» (Maya), также известного как 27DDG.

В планах ATLA, о которых было заявлено в 2024 году, присутствуют и наземные рельсотроны, установленные на грузовиках. По оценкам специалистов, «в принципе, практическая электромагнитная рельсовая пушка могла бы стать высокоэффективной и гибкой системой вооружения, способной быстро поражать широкий спектр целей на море, на суше и даже в воздухе на значительных расстояниях. Ранее Япония уже выражала заинтересованность в этой возможности, чтобы защититься от приближающихся гиперзвуковых угроз. Такое оружие также было бы выгодно с точки зрения количества снарядов в боекомплекте и стоимости по сравнению с традиционными ракетами класса «земля — воздух» и «земля — земля», учитывая небольшой размер и низкую цену за единицу отдельных снарядов».

Япония – не единственная страна, пытающаяся воплотить в жизнь возможности рельсотрона. В течение последних 20 лет с конструкциями рельсотронов экспериментировали ВС США. Особенно активны в этом направлении с 2005 по 2022 годы были американские ВМС, но в конечном счёте прекратили эту работу из-за постоянных технических проблем. Запланированные испытания в море так и не были проведены из-за постоянных задержек. Интересно, что по имеющимся данным, сотрудники ATLA встречалась с представителями ВМС США по поводу возможного использования их наработок в области рельсотронов.

Рельсовая пушка ВМС НОАК, 2018 год
Рельсовая пушка ВМС НОАК, 2018 год

Китай, как главный конкурент Японии на региональном и на глобальном уровнях, также активно занимается разработкой корабельных рельсовых пушек. Рельсотронное орудие в башне впервые появилось на корабле ВМС НОАК ещё в 2018 году. Неизвестно, как с тех пор продвигалась разработка этой или других китайских рельсотронных пушек.

Другие страны также активно разрабатывают рельсотроны. В первую очередь – Турция, в том числе для использования на флоте. В 2024 году власти Японии сами подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки рельсотронов с коллегами из Франции и Германии.


По материалам ресурса twz.com

Больше информации на нашем телеграм-канале

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *