Противокорабельная ракета Ирана – недооцененная угроза

Распространение современных не ядерных средств поражения становится все возрастающей угрозой в мире. В недавнем прошлом считавшие себя господствующими на просторах мирового океана ВМС стран НАТО все чаще ощущают собственную уязвимость. Развитие ракетных технологий меняет баланс сил. Исследование, проведенное инженерами бундесвера, показало, что даже относительно устаревшая противокорабельная ракета Ирана может представлять серьезную угрозу для ВМС Запада.

Противокорабельная ракета, как средство сдерживания

Примерно десять лет назад термин «убийца-авианосцев» появлялся только в специальной литературе. В связи с претензиями Китая в Южно-Китайском море баллистическая противокорабельная ракета DF-21D, по слухам, также получила это обозначение.

Противокорабельная ракета Китая DF-21D
ПКР Китая DF-21D

Как отмечают западные аналитики, Китай нашел сравнительно дешевую технологию, угрожать авианосцам США на дальности до 1500 км от своего побережья. Впервые после окончания «холодной войны» государство получило потенциальную возможность поставить под вопрос глобальную проекцию мощи США в мировом океане. В рамках своей концепции сдерживания противника (Anti-Access/Area Denial, A2/AD) Китай теперь в состоянии атаковать американский авианосец за пределами зоны его боевого применения.

Возможностью прибегнуть к подобной стратегии обладает и Россия. Например, в центральной и восточной частях Балтийского моря. Однако, в отличие от Китая, здесь затрагивается пограничное море, и Россией для этого используется  классическая противокорабельная ракета (ПКР). Демонстрацию аналогичного вооружения провела Северная Корея. Впервые на параде в апреле 2017 г. она продемонстрировала свою новую ПКР KN-17.

Противокорабельная ракета KN-17
ПКР KN-17

На вооружении Ирана уже несколько лет стоит противокорабельная ракета «Халидже Фарс» (Khalij Fars). Согласно официальным иранским пресс-релизам, модель испытана против кораблей в море, но на гораздо более коротких расстояниях. Однако, для угрозы судоходства в Ормузском проливе или вдоль иранского побережья Персидского залива этого вполне достаточно.

Порученное исследование

Поскольку конкретные возможности “Халидже Фарс” были не ясны ВМС бундесвера в 2016-17 гг. провело специальное исследование этой ПКР.

Инициатива исследований исходила от Главного командования ВМС Германии, а исполнителем работ стал отдел ракетных систем и технологии Федерального ведомства по вооружениям, информационным технологиям и применению бундесвера (Bundesamt für Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung der Bundeswehr, BAAINBw). Цель заключалась в том, чтобы используя инструментарий отдела на основе имеющейся открытой информации оценить потенциальную угрозу со стороны “Халидже Фарс”.

Эмблема BAAINBw
Эмблема BAAINBw

Противокорабельная ракета “Халидже Фарс” – теория

Как утверждают немецкие специалисты, противокорабельная ракета “Халидже Фарс” по факту является модификацией ракеты “Фатех 110” (Fateh 110). Она оснащена головкой самонаведения (ГСН) и имеет аэродинамическую схему управления “утка”. Вес обычной боевой части составляет 650 кг.

Противокорабельная ракета Ирана Khalij Fars
ПКР Ирана Халидже Фарс

Согласно теории, ракета стартует под углом и летит по баллистической траектории на дальность до 250 км. На взлете ракета развивает максимальную скорость в 5 Махов. При подлете к цели скорость ПКР составляет около 1500 м/с (3 – 4,5 Маха). На этой  гиперзвуковой скорости “Халидже Фарс” пытается заранее обнаружить корабль-цель с помощью своей оптической ГСН. Однако, это возможно только днем и при относительно безоблачном небе. После обнаружения и идентификации корабля-цели ПКР достигает и уничтожает его. Отмечается, что ракета подлетает к цели под углом критически сложным для современных систем ПРО.

Что на практике?

На практике, как замечают специалисты, это не так просто.

Маршрут судна во время полета ракеты точно не известен. Поэтому “Халидже Фарс” после обнаружения цели должна осуществить маневр и скорректировать траекторию полета в ее направлении. В этой связи исследователей интересовало:

  • всегда ли это возможно с относительно небольшими передними управляющими поверхностями (согласно схеме “утка”);
  • насколько в результате такого маневра возрастает нагрузка на элементы ракеты.

Кроме того, после выравнивания траектории “Халидже Фарс” должна встретиться с кораблем на конечном участке полета. В Интернете представлены видео, в которых показано попадание по стоящему судну. Но что происходит, когда корабль движется?

[sendpulse-form id=”2230″]

Организация работ

Для ответа на поставленные вопросы использовались физические симуляции движения с шестью степенями свободы (6-DoF) на основе компьютерной модели. Необходимые для этого технические характеристики собирались из открытых источников и на основе оценок опытных ракетных инженеров.

В частности, учитывалось используемое в этой ракете топливо и распределение массы в корпусе ПКР. В отношении ГСН предполагалось, что применяется видеокамера уровня развития 2008 г.

Непосредственно для исследований задействовали компьютерный симулятор “ISim”. Специально для него отдел ракетных технологий BAAINBw в прошлом создал обширную библиотеку моделей. Такая база позволила подготовить первую симуляцию полета противокорабельной ракеты “Халидже Фарс” всего за три месяца.

Симуляция "Халидже Фарс"
Симуляция “Халидже Фарс”

В результате основное изучение полета и попадания ПКР прошло в 2017 г. Поддержку исследованиям с помощью потоковой симуляции также оказывали специалисты численных методов в аэрокосмической технике из университета бундесвера в г. Мюнхен.

Результаты исследования

По сообщениям профильных СМИ, результатами исследования BAAINBw стали следующие утверждения.

Прежде всего, с помощью передних управляющих поверхностей противокорабельная ракета “Халидже Фарс” совершит необходимые маневры и поразит стоящий корабль с высокой точностью. С высокой вероятностью ракета перенесет перегрузки и не разрушится при совершении маневров, необходимых для поражения видимой цели, находящейся в нескольких километрах от стартовой позиции.

При этом, согласно результатам моделирования, средняя ошибка попадания составит всего несколько метров. Интересно, что этот результат удачно согласуется с данными иранского агентства “Фарс Ньюс” (Fars News), которое сообщало о менее 7 м вероятного отклонения.

Эмблема агентства "Фарс Ньюс"
Эмблема агентства “Фарс Ньюс”

По данным моделирования ошибка попадания при атаке движущегося корабля будет несколько больше. Однако, она остается настолько малой, что с высокая вероятностью поражен будет даже фрегат. Избежать попадания ПКР, меняя курс корабля, также не удастся. «Халидже Фарс» обладает достаточной маневренностью, чтобы компенсировать все возможные движения судна за время её полета (около 5 минут).

Вместе с тем, отмечается, что проведенный анализ однозначно не показал, действительно ли противокорабельная ракета “Халидже Фарс” способна атаковать и поражать стоящий или идущий корабль. Допустимо лишь утверждать, что ракета с подобной аэродинамической конфигурацией и оптической ГСН с физико-технической точки зрения в принципе для этого пригодна.

Поскольку Иран располагает мощной аэрокосмической промышленностью вполне вероятно, что “Халидже Фарс” в целом свидетельствует о наличие у Ирана потенциала для поражения стоящих кораблей. В принципе, и двигающиеся корабли из-за их низкой скорости в сравнении со скоростью ракеты не станут проблемой для этой ПКР.

Недостатком “Халидже Фарс” названа ее оптическая ГСН, которая обеспечивает боевое применение только днем и при слабой облачности. Это не является проблемой для Персидского залива, где небо безоблачно почти круглый год. Кроме того, согласно пресс-релизу журнала «Джейн Дефен Уикли»  (Jane‘s Defence Weekly) от 10 марта 2017 г. проходит испытание баллистическая ПКР «Хормуз-2» (Hormuz-2) с радиолокационной ГСН.

ПКР "Хормуз-2"
ПКР “Хормуз-2”

Вывод

Как отметили военно-морские специалисты Германии, результаты исследования указывают, что ВМС, не имеющие в своем составе стратегических платформ, подобных авианосцам или десантным кораблям должны продумывать свою реакцию на угрозу баллистических ПКР.

Широкое распространение этой технологии имеет высокую вероятность. Теоретически такая угроза относительно быстро может появиться вблизи  стратегически важных судоходных трасс, подобных Красному морю, Аденскому заливу, Ормузскому или Малаккскому проливам.

Исходя из тактико-технических характеристик “Халидже Фарс”, ВМС бундесвера в настоящее время не обладают средствами защиты от подобного оружия.


По материалам журнала “МarineForum”

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *