Бронеавтомобиль Dingo 2 Pickup

Колесная бронированная техника ВС Германии

Руководство ВС Германии принимает активные меры для достижения высокой наземной мобильности войск в совокупности с безопасностью личного состава в ходе операций. Их основой служит обеспеченность бундесвера защищенными транспортными средствами, значительную долю которых составляет колесная бронированная техника.

Колесная бронированная техника бундесвера
Колесная бронированная техника бундесвера

Колесная бронированная техника –  концепции и классификация

Согласно взглядам немецкого командования, особое значение “защищенная тактическая мобильность” (Geschutzte Taktische Beweglichkeit) имеет для сухопутных войск (СВ), несущих основную нагрузку по выполнению зарубежных миссий.

Анализ операций, проведенный специалистами бундесвера, начиная с 1990-х годов, показал, что основы защищенности и живучести войск на поле боя за прошедший период существенно изменились.

В прошлом высокую защиту имела, главным образом, техника боевых войск и сил боевой поддержки. Напротив, транспорт подразделений обеспечения оставался незащищенным. Это существенно повышало его уязвимость от засад повстанцев, непредсказуемых атак террористов-смертников, самодельных взрывных устройств (СВУ) и других видов ассиметричных угроз.

Подрыв на СВУ
Подрыв на СВУ

Концептуальные основы

Поскольку в миссиях бундесвера последних лет активно использовалась колесная техника, ее защищенность с 1990-х годов приобрела для ВС Германии особую актуальность. Разработка фундаментальных основ защиты колесного транспорта бундесвера началась в 2004 году. Результаты нашли отражение в ряде документов:

  • “Защита войск и объектов вооруженных сил в операциях” (Schutz von Kräften und Einrichtungen der Streitkräfte im Einsatz) от 2006 года;
  • “Боевые возможности защищенной тактической мобильности в рамках наземных операций” (Fähigkeit zur geschützten taktischen Beweglichkeit im Rahmen landgebundener Operationen);
  • “Автомобильный транспорт в операциях” (Straßentransport im Einsatz).

Свойства и классификация

В указанных документах колесная бронированная техника получила определение категорий защиты, систему требования в отношении ее боевых возможностей и тактико-технических характеристик (ТТХ). В частности, согласно новым стандартам минимальные показатели защищенности обязательно должны дополняться соответствующим уровнем стойкости в отношении СВУ.

Самодельные взрывные устройства
Самодельные взрывные устройства (СВУ)

В настоящее время новая колесная бронированная техника, поставляемая бундесверу, помимо максимально возможной защиты должна обладать и другими свойствами. В частности, обладать высокой мобильностью, обеспечивать возможность поражения противника из транспортного средства, иметь оптимальную общую функциональностью.

Кроме того, потребности войск предписывается реализовываться ограниченным числом типов транспортных средств. Вследствие чего, минимизируются расходы на закупку, эксплуатацию, обслуживание и обучение личного состава.

В итоге, согласно “заключительным функциональным требованиям” (Abschließenden Funktionalen Forderungen), колесная бронированная техника  сухопутных войск и объединенных силах обеспечения (ОСО) бундесвера представлена в трех основных категориях:

  • бронированные командные и функциональные автомобили (Geschützten Führungs- und Funktionsfahrzeuge, GFF, далее БКМА);
  • бронированные транспортные автомобили (Geschützten Transportfahrzeuge, GTF, или БТА);
  • защищенные специальные автомобили (Geschützte Sonderfahrzeuge, GSF, или ЗСА).

Кроме указанных категорий группу защищенной военной техники бундесвера дополняют боевая бронированная техника боевых войск, войск боевой поддержки и частично защищенный транспорт ОСО.

Потребности и реальные возможности

Расчеты, впервые проведенные в отношении защищенной наземной техники, определили общие оперативные потребности ВС Германии в количестве 20 тыс. бронемашин.

Высокая стоимость закупок в сочетании с ограничениями военного бюджета показали невозможность их удовлетворения. В итоге при планировании реформы бундесвера реализован подход, направленный на сосредоточение сил и средств на возможных операциях и на подготовке войск к их проведению.

Подход нашел свое отражение в действующей с июня 2011 года “Концепции оснащения бронированными колесными и гусеничными машинами для задач бундесвера” (Konzept zur Ausstattung mit geschützten Rad- und Kettenfahrzeugen für die Aufgaben der Bundeswehr). По мнению разработчиков, новая концепция способна гарантировать удовлетворение структурных потребностей ВС на 80 процентов.

Вместе с тем, общие финансовые затраты в рамках концепции оставались для военного бюджета высокими. В результате в 2012 году для бундесвера установлена верхняя граница бронированной техники в количестве 7 тыс. единиц. Этот показатель фактически закрепил на ближайшее время недостаток защищенных транспортных средств для военных зарубежных миссий.

[sendpulse-form id=”2230″]

Всего в составе ВС Германии планируется иметь 54 тыс. транспортных средств, из них:

  • 7 тыс. ед. бронетехники: основные структурно-определяющие системы вооружений (ОБТ “Леопард 2”, БМП “Пума”, САУ “PzH 2000” и т.п.), плюс колесная бронированная техника категорий БКМА, БТА и ЗСА;
  • 9 тыс. незащищенных автомобилей в штатах воинских частей;
  • 38 тыс. автомобилей так называемого “гибкого компонента”.

Указанный “гибкий компонент” находится в ведении компании “Бундесвер-Фурпаркзервисе ГмбХ” (Bw-Fuhrparkservice GmbH) и предназначен для пропорционального использования бундесвером внутри страны и за рубежом. Транспорт предоставляемых в распоряжение воинских частей по договору аутсорсинга.

Эмблема предприятия Bw-Fuhrparkservice GmbH
Эмблема предприятия Bw-Fuhrparkservice GmbH

Бронеавтомобили бундесвера

Немецкая колесная бронированная техника подавляющей частью представлена бронеавтомобилями (БА) категорий БКМА и БТА. В свою очередь БА категории БКМА по критериям веса и размера подразделяются на перевозимые и не перевозимые по воздуху. Категория БТА различается по критерию грузоподъемности.

Техника категории БКМА имеет защищенные кабину водителя и функциональный модуль. Категория БТА, как правило, ограничена защитой кабины водителя. Почти все БА оснащены станцией дистанционного управления оружием (Fernbedienbaren Leichten Waffenstationen, FLW) или лафетами для применения личного оружия экипажа.

Станция дистанционного управления оружием FLW100
Станция дистанционного управления оружием FLW100

В перспективе предусматривается заменить все недостаточно защищенные транспортные средства бундесвера БА нескольких размерных классов (приложение 1). Критериями классификации являются: полезная нагрузка и объем, баллистическая и противоминная (СВУ) защита, проходимость, управляемость, защищенность от средств РЭБ и поражающих факторов ОМП. Первые поставки БА, отвечающих указанным требованиям, начались в 2000 году с закупки 147 автомобилей “Динго 1”.

Колесная бронированная техника категории БКМА

Категория БКМА представлена бронеавтомобилями трех классов и пяти моделей. Проводятся исследования в отношении БА 4-го класса.

Бронеавтомобили 1 класса

Модель “Мунго” (Mungo)

Изготовитель – компания “Краусс-Маффей Вегманн” (Krauss-Maffei Wegmann, KMW). Машина имеет три варианта базовой комплектации от компании “Мультикар” (Multicar).

Бронеавтомобиль Mungo
Бронеавтомобиль Mungo

БА может перевозиться транспортным вертолетом CH-53 и оснащен баллистической и противоминной защитой. В настоящее время 400 БА “Мунго” являются машинами управления и транспортными средствами отделений воздушно-десантных войск (ВДВ). В том числе, 31 бронеавтомобиль “Мунго” оснащен сменным оборудованием для десантирования.

Более 150 БА используются в качестве транспортных платформ. Автомобили применяются для тылового и медицинского обеспечения, а также для дезактивации и дегазации подразделений ВДВ Германии. Считается, что значительная часть потенциала этого автомобиля еще не раскрыта.

Модель “Енок 5.4” (Enok)

Совместное производство “Мерседес-Бенц” (Mercedes-Benz) и австрийской компании “AЦС/Ахляйтнер” (ACS/Achleitner). БА относится к не перевозимому по воздуху варианту. Машина считается хорошим компромиссом между полезной нагрузкой и размером транспортного средства. Автомобиль имеет высокие показатели преодоления пересеченной местности. Кабина построена по принципу полностью стального монокока. Экипаж до четырех человек защищен от баллистических угроз, кумулятивных зарядов и мин (СВУ). Закуплено более 140 ед. “Енок 5.4”.

Бронеавтомобиль Enok
Бронеавтомобиль Enok

Дополнительно, заказаны 84 БА “Енок” усовершенствованной версия 6.1. Поставка началась в 2017 году. Модель имеет улучшенную защиту и  полезную нагрузку в 1,3 т. Оснащена станцией дистанционного управления оружием FLW100.

Рассматривается возможность использования в качестве автомобиля для сил специального назначения, патрульного автомобиля или учебной машины для подготовки водителей. Согласно оценкам, его поставка сможет окончательно покрыть потребность в БКМА 1-го класса.

Бронеавтомобили 2 класса

Этот класс представлен БА “Игл” (Eagle) совместного производства компаний “Дженерал Дейнемикс Европиен Лэнд Системс” и “Моваг” (General Dynamics European Land Systems-Mowag).

Бронеавтомобиль Eagle
Бронеавтомобиль Eagle

Уже поставленные автомобили “Игл IV”, как отмечается, не покрывают общие потребности войск, которые оцениваются в 495 БА данного класса в 13 вариантах оснащения. Основные направления использования “Игл”: командирские машины, транспортировщики комплектов вооружения, транспортные средства мобильных медицинских подразделений (ММП).

Бронеавтомобили 3 класса

Колесная бронированная техника категории БКМА 3 включает транспортные машины для комплектов вооружения, для патрулирования или автомобили боевого охранения.

Модель “Як” (Yak)

Производитель – концерн “Райнметалл” (Rheinmetall). БА является многоцелевым с грузоподъемностью более пяти тонн. Машина пригодна для перевозки 10 военнослужащих или оперативно необходимых комплектов вооружения. БА  используется в интересах мотопехоты, при обезвреживании СВУ, а также как транспорт ММП.

Бронеавтомобиль Yak
Бронеавтомобиль Yak
Модель “Динго 2” (Dingo 2)

БА производства KMW на шасси “Унимог” (Unimog, U 5000) от компании “Мерседес-Бенц”. Изготавливается и поставляется в трех версиях: “длинная база”, “большой объем” и “пикап” (langer Radstand, Großraum и Pickup).

Бронеавтомобиль Dingo 2
Бронеавтомобиль Dingo 2

Считается, что “Динго 2” имеет в своем классе самый высокий уровень защиты от различных средств поражения. БА вмещает до восьми человек. Длинная версия уже с 2007г. применяется в СВ и ВВС в качестве средства патрулирования и боевого охранения. Вариант “пикап” отличается от “длинного” полезным объемом, грузоподъемностью и колесной базой. Пикап с откидным верхом использовался в Афганистане ремонтными бригадами.

Бронеавтомобиль Dingo 2 Pickup
Бронеавтомобиль Dingo 2 Pickup

Решение о поставках автомобилей категории БКМА тяжелого 4-го класса для ВС Германии пока не принято. Такой БА должен закрыть имеющийся разрыв между моделями “Як”, “Dingo 2” и БТР “Боксер”. Исследования в этом направлении уже много лет ведут концерны “Райнметалл” и KMW. Вместе с тем, отмечается, что потребность в таком БА довольно незначительна.

Колесная бронированная техника категории БТА

Бронеавтомобили этой категории предназначены для использования  частями ОСО. Сообщается, что техника этой категории уже применялась в операциях и получила положительные отзывы.

Согласно публикациям, в классе с грузоподъемность 5 тонн в войска поставлено не менее 110 автомобилей “Цетрос” (Zetros) производства “Мерседес-Бенц”. Автомобиль сочетает высокую проходимость шасси “Унимог” с  грузоподъемностью средних грузовиков.

Бронеавтомобиль Zetros
Бронеавтомобиль Zetros

В классе БТА грузоподъемностью 15 тонн планировалось закупить 130 грузовиков от компании “Ивеко” (Iveco) на шасси “Траккер” (Trakker) с колесной формулой 8х8.

Бронеавтомобиль Iveco на шасси Trakke
Бронеавтомобиль Iveco на шасси Trakker

Специальные автомобили категории ЗСА

По взглядам командования бундесвера эта категория колесной бронированной техники является необходимым функциональным элемент тылового обеспечения в операциях.

Парк подобных БА включает 160 универсальных грузовых автомобилей с дополнительным оборудованием модели “Мульти” (Multi А4 FSA) на шасси 8×8 SX45 производства “Райнметалл МАН Милитари Виклз” (Rheinmetall MAN Military Vehicles, RMMV). Машина оснащена защищенной кабиной производства KMW.

Защищенный специальный автомобиль Multi A4
Защищенный специальный автомобиль Multi A4

К данной категории также отнесены дезактивационные, дезинфекционные и дегазационные автомобили отряда “Теп 90”. Тяжелый эвакуационный автомобиль “Бизон” (Bison) от “Мерседес-Бенц”. Новые тяжелые седельные тягачи модели “Маммут”  (SLT 2 Mammut) с 70т прицепом от RMMV. Новые тяжелые автоцистерны на базе “Траккер”, защищенные эвакуационные машины, буксировщики и краны.

Защищенный специальный автомобиль Bison
Защищенный специальный автомобиль Bison
Приложение 1

ТТХ бронеавтомобилей ВС Германии

 

Категория БА БКМА БТА ЗСА
Класс БА 1 2 3 15т
Модель БА “Енок” “Мунго” “Игл” “Динго2” “Як” Zetpos
4×4 GLS
Trakker
AT410T
8×8
MULTI
A4 FSA
TEP 90 “Бизон”
Полная масса (т) 5,4 5,3 8,8 12,5 12,0 19,5 32,0 32,0 32,0 48,0
Полезная грузоподъемность (т) 2,0 2,2 2,5 5,5 5,0 15,0 14,0 15,0 (12,5)
Размеры (м):
длина 4,82 4,71 5,40 6,08 6,49 9,0 10,18 18,8
ширина 1,90 1,94 2,16 2,39 2,46 2,56 2,55 2,5 2,55 2,8
высота 1,90 2,44 2,40 2,55 2,59 3,20 3,30 3,4 3,85 3,45
Мощность двигателя (kW) 135 100 180 163 184 240 332 338 332 370

По материалам журнала  «Europäische Sicherheit &Technik»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Один комментарий

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *