Перевозка раненых силами ВВС Германии

Стратегическая воздушная перевозка раненых силами ВВС Германии

Германия, как одна из основных стран НАТО и ЕС, активно участвует в проведении военных и гуманитарных операций на зарубежных территориях. При их планировании значительное внимание уделяется обеспечению безопасности военнослужащих и гражданского персонала вооруженных сил. Важную роль в этой сфере играет стратегическая перевозка раненых и больных. Возможность их эвакуации в кратчайшие сроки на родину является ключевым элементом оказания своевременной медицинской помощи в стационарных медицинских учреждениях бундесвера.

Ведущая роль в срочной транспортировке пострадавшего личного состава из-за рубежа принадлежит военно-транспортной авиации. В структуре ВВС Германии задача проведения эвакуационных операций возложена на авиационную группу министерства обороны (Flugbereitschaft des Bundesministeriums der Verteidigung, FlBschft BMVg). Стратегическая воздушная перевозка раненых и больных, или аэромедицинская эвакуация (Strategic Air Medical Evacuation, StratAirMedEvac) – одно из основных предназначений этого подразделения.

Авиационная группа министерства обороны Германии
Авиационная группа министерства обороны Германии

Авиационная группа министерства обороны

Авиационная группа министерства обороны (далее, авиационная группа, или АГ) подчинена оперативному командованию ВВС бундесвера и является частью полкового уровня. В составе ее авиационного парка имеются 13 военно-транспортных самолетов и три вертолета (приложение). Кроме прочего, АГ выполняет полеты, связанные  с  транспортным обеспечением членов федерального правительства страны.

Основным самолетом, используемым для проведения стратегических медицинских эвакуационных операций, является модель “Эйрбас А310” (Airbus A310). Модификация – многоцелевая заправочная и транспортная система (Multi-Role Tanker and Transporter Systems, MRTT).

Военно-транспортный самолет Airbus A310 MMRT ВВС Германии
Военно-транспортный самолет Airbus A310 MMRT ВВС Германии

Первый Airbus A310 поступил в распоряжении АГ в 1992 г. из фондов воздушного флота правительства бывшей ГДР. Позднее четыре дополнительных A310 передала компания “Люфтганза”. После проведения обширных мероприятий по переоборудованию все пять машин получили  модификацию MRTT. В настоящее время из пяти самолетов типа A310 перевозка раненых проводится на четырех машинах.

Первое использование Airbus A310 в таком качестве состоялось 7 ноября 2000 г., с целью вывоза пострадавших палестинских детей из Газы в Германию. Самыми сложными для персонала и материальной части считаются мероприятия, начавшиеся 26 декабря 2004 г. после цунами в Юго-Восточной Азии. В ходе их проведения тремя рейсами удалось эвакуировать в Германию в общей сложности 130 тяжелораненых, пострадавших от наводнения. Перевозка раненых и пострадавших силами АГ также проводилась в 2014 г. во время событий в Киеве.

Перевозка раненых – специальное оснащение

Комплект специального оснащения Airbus A310(MRTT) достаточно разнообразен, а его вместимость может составлять до 56 койко-мест. Из них, в зависимости от комплектации, до шести мест являются транспортными модулями пациента (Patiententransporteinheiten, PTE). Оборудование этих модулей соответствуют современным стандартам интенсивной терапии. До 16 мест представляют собой модули непрерывного промежуточного ухода (Intermediate Care). Они обеспечивают беспроводной мониторинг медицинских показателей, применение кислородной маски и подачу необходимых лекарств с помощью шприцевых насосов.

Транспортный модуль пациента
Транспортный модуль пациента

Кроме того, на борту самолета наряду с оборудованием для комплексного ухода также имеются:

  • мобильная лаборатория для взятия основных анализов;
  • ультразвуковое устройство для не инвазивной диагностики;
  • двенадцатиканальная аппаратура для снятия ЭКГ;
  • два гибких бронхоскопа для инвазивной диагностики дыхательных путей и легких;
  • до шести систем согревания пациентов.

Состав и объем медикаментов на борту соответствует требованиям для станции интенсивной терапии. При необходимости могут создаваться запасы крови или поддерживающих коагуляционных субстанций. Во время полета гарантируется их непрерывное охлаждение. Имеющегося для дыхания кислорода достаточно для оказания медицинской помощи в течение 12 часов.

Airbus A310MRTT 56 койко-мест
Airbus A310MRTT 56 койко-мест

Дополнительно в грузовом отсеке возможна транспортировка других медицинских газов. В целом максимально доступны два объема по 73600 литров кислорода. В случае, если перевозка раненых проводится на дальность от 10800 км, в интересах аппаратов искусственного дыхания задействуются возможности самого самолета.

Наряду со специализированными самолетами задачу стратегической перевозки больных и раненных могут выполнять в основном все самолеты авиационной группы, включая машины, предназначенные для обслуживания VIP-персон.

Международная структура эвакуационных операций

Медицинский стратегический воздушный транспорт бундесвера в настоящее время является частью многонациональной структуры. Руководство ею осуществляет международный аэромедицинский центр управления эвакуацией (Aeromedical Evacuation Control Centre, AECC). Центра входит в состав Европейского военно-транспортного командования (European Air Transport Command, ЕАТС), дислоцированного в г. Эйндховен (Eindhoven, Нидерланды).

Эмблема Европейского военно-транспортного командования
Эмблема Европейского военно-транспортного командования

Стратегическая перевозка раненых и пострадавших осуществляется самолетами, выделяемыми странами-участницами EATC. (Бельгия, Германия Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция.)

ВВС бундесвера ежедневно предоставляют один “Трансалл Си-160” (Transall C-160) и один Airbus A310 (МRТТ). В ходе проведения эвакуации достигается сосредоточение средств разных стран в рамках концепции многонациональной медицинской группы (multinationalen medizinischen Crewkonzepts). Ответственность за управление такой операцией возлагается на страну, которая обеспечивает транспортный самолет для перевозки.

Военно-транспортный самолет Transall C-160
Военно-транспортный самолет Transall C-160

Оперативная готовность

Самолет (борт), назначенный для проведения медицинской эвакуационной операции, находится в режиме 24 часовой готовности. Это означает, что с момента получения оперативного распоряжения со стороны EATC и после прибытия дополнительного персонала назначенный борт стартует в течение 24 часов. Однако, в зависимости от обстановки возможно сокращение этого времени, и осуществление перелета в район пребывания немецкого контингента в более сжатые сроки.

С этой целью оперативные распоряжения EATC классифицируются по трем уровням приоритета. Приоритет определяется содержанием так называемого “уведомления о начале движения” (Notice to Move, NTM). Оно зависит от клинической картины поражения и состояния пациентов и устанавливает время между поступающей командой аварийного оповещения и стартом запрашиваемого самолета.

Уровни приоритета

Первый уровень – “срочный” (Urgent). Означает, что перевозка раненных и пострадавших должна начаться в течение 12 часов. Приоритет, как правило, применяется для наиболее тяжелораненых солдат. Им уже оказана первая помощь, но критично по времени начало последующего лечения на территории Германии.

Второй уровень – “приоритетный” (Priority). Относится к пациентам, нуждающимся в начале транспортировки в течение 24 часов. При этом, речь идет, в основном, об умеренных травмах и заболеваниях. Пострадавшие после оказания первой помощи должны транспортироваться на территорию Германии для окончательного и непрерывного лечения.

Третий уровень – “стандартный” (Routine). Это, в основном, перевозка раненых легкой степени или больных пациентов. Их восстановление не может быть достигнуто в течение 10 дней в стране пребывания, а медицинская эвакуация в Германию не имеет срочности. Такие пациенты, как правило, перебрасываются обычным воздушным транспортом, иногда даже без сопровождающего медицинского персонала.

Перевозка раненых – планирование и взаимодействие

Заявка на выделение воздушного транспорта для начала стратегической аэромедицинской эвакуации инициируется в стране дислокации  немецкого военного контингента или в открытом море (в случае для ВМС). На месте лечащим врачом и руководящий офицером центральной медико-санитарной службы бундесвера (ЦМСС) оформляется “запрос на движение пациента” (Patient Movement Request, PMR).

В запросе указывается, что пострадавший из-за болезни, травмы или ранения должен  быть перевезен на территорию Германии. PMR содержит необходимую информацию о персональных данных и соответствующих медицинских показаниях для организации дальнейшего оперативного планирования.

Содержание PMR передается в национальный центр управления эвакуацией пациентов (Patient Evacuation Coordination Centre) при командовании ЦМСС в г. Кобленц (Германия). Оттуда запрос для рассмотрения и обработки пересылается в Голландию, в AECC. Оперативный сотрудник центра задействует и координирует стандартизированную цепочку оповещения для персонала медицинских организаций.

В первую очередь оповещается дежурный медицинский начальник, или директор (Medical Director, MD) ВВС Германии. Он исполняет функции профильного руководителя во время транспортной операции. Он же, кроме прочего, принимает решение о годности пациента (пациентов) к полету. В дальнейшем в ходе консультаций с врачами самолета определяется состав команды медиков согласно числу пациентов и тяжести заболеваний или травм.

Медицинский экипаж

В состав медицинского экипажа борта обязательно включаются начальник команды  (Medical Crew Chief, MCC) и медицинский техник (Medical Technician, MedTech).

Начальник команды в ходе эвакуации отвечает за организацию и координацию работы медицинского персонала. Он также является официальным представителем дежурного медицинского директора ВВС на борту. Медицинский техник самолета назначается из кадрового резерва АГ и несет ответственность за работу медицинского оборудования во время полета.

Медицинский директор ВВС, начальник команды и медицинский техник составляют группу управления медицинского экипажа самолета, выделенного EATC. Значительная часть медицинского экипажа, включая начальника команды, формируется и назначается из персонала ЦМСС бундесвера.

Действия медицинского экипажа во время полета
Действия медицинского экипажа во время полета

Больницы бундесвера комплектуют команду, обеспечивая, по меньшей мере, одного специалиста по анестезии в связке с профессиональным обслуживающим персоналом. Это  должно гарантировать проведение интенсивной терапии пациентов во время транспортировки. При этом, они поддерживаются ассистентами (парамедиками) из региональных медицинских учреждений или больниц бундесвера.

Перевозка раненых, в зависимости от обстановки и задач может включать и другие подразделения. Например, хирургическую группу или дополнительные команды ассистентов. Количество и характер поражения пациентов влияют на состав и численность медицинского экипажа. Он может включать до 25 чел., в том числе до пяти врачей.

[sendpulse-form id=”2230″]

Подготовка экипажа и летного задания

Воздушная перевозка раненых начинается с подготовки персонала медицинской команды борта. Наряду с медицинской подготовкой ее личный состав проходит также аэромедицинский и аэрофизиологический инструктажи относительно особенностей воздушного транспорта. Кроме того, персонал команды должен соответствовать медицинским критериям годности к полетам для чего подвергается ежегодным обследованиям.

Летный экипаж назначенного самолета через командный пункт авиационной группы во взаимодействии с ответственным оперативным офицером активирует соответствующий план (шаблон) полета. В случае необходимости, экипаж самолета может усиливаться дополнительным летным составом: штурманы, авиационные техники, связисты и прочие специалисты.

Предполетный инструктаж экипажа
Предполетный инструктаж экипажа

 С целью гарантии безаварийного и бесперебойного хода эвакуационной операции подготовительные мероприятия включают:

  • планирование маршрута полета;
  • сбор необходимой предварительной информации;
  • получение разрешений на пролет в иностранных воздушных пространствах;
  • техническую подготовку самолета;
  • проведение авиационных и медицинских брифингов.

Перевозка раненых и больных стартует на аэродроме Кёльн-Ван (Köln-Wahn, Германия). Здесь же она и финиширует.

Резюме

Командование ВС Германии рассматривает проведение стратегических аэромедицинских операций, как важный элемент безопасности военной службы и поддержания высокого морально-психологического состояния воинских контингентов за рубежом. Выполнение такого рода операций возложено на ВВС бундесвера, а именно на авиационную группу министерства обороны.

Медицинский персонал для сопровождения и ухода в полете выделяется Центральной медико-санитарной службой бундесвера. Стратегическая перевозок раненых и пострадавших проводится во взаимодействии со странами-членами Европейского военно-транспортного командования.


По материалам журнала “Europäische Sicherheit &Technik”

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Один комментарий

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *