Воздушно-десантная операция по взглядам командования бундесвера

Согласно теории применения вооруженных сил Германии, в современных условиях воздушно-десантная операция (ВДО) продолжает иметь высокое значение для общего успеха боевых действий. Основным соединением бундесвера, ответственным за проведения ВДО, является 1 воздушно-десантная бригада (Luftlandebrigade 1) из состава дивизии сил специальных операций (Division Schnelle Kräfte, DSK).

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

По мнению командования DSK аэромобильные и парашютно-десантные части, благодаря их внезапному применению в глубине порядков противника, могут вносить решающий вклад в общий успех и создавать благоприятные условия для последующих действий.

Командование бундесвера считает примерами успешных операций времен Второй мировой войны действия десантников вермахта на о. Крит, в Нормандии, при битве за город Арнем (Arnhem) в восточной Голландии. В качестве достойных образцов современного западного военного искусства рассматриваются операции “Северная задержка” (Northern Delay) армии США в Ираке в 2003 г., “Сервал” ВС Франции в Мали в 2013 г., а также боевые столкновения с исламистами в Сирии.

Эмблема операции "Сервал" ВС Франции
Эмблема операции “Сервал” ВС Франции

Воздушно-десантная операция – общие положения

Части ВС Германии, пригодные к переброскам по воздуху, и в особенности для проведения ВДО, могут использоваться в операциях любой интенсивности, как против симметрично, так и асимметрично действующего противника.

Как при обороне страны и альянса, так и в рамках международного управления кризисами эти силы применяются для быстрой, эффективной и ограниченной по времени реакции. Кроме того, они служат ядром структур, находящихся в исключительном национальном управлении и предназначенных для освобождения граждан Германии за рубежом, их спасения и эвакуации.

Действия по спасению и эвакуации
Действия по спасению и эвакуации

Как полагает командование DSK, именно в современных условиях воздушно-десантная операция и пригодные для ее проведения силы дают целый ряд оперативных преимуществ, которые нельзя недооценивать. В частности, их применение позволяет внезапно для противника изменить точку приложения сил (направление главного удара). Основное условие для этого – готовность к воздушным переброскам стратегического, оперативного и тактического масштаба (“аэромобильность” по западной военной терминологии).

Характеристики аэромобильности и ВДО

В теории аэромобильные действия делятся на воздушно-механизированные (luftmechanisierter), аэромобильные (luftgestützte), воздушно-десантные (luftlande), воздушно-транспортные (lufttransport) операции и выполнение общих вспомогательных задач. Аэромобильность, в целом, и воздушно-десантная операция, в частности, расширяют варианты действия войскового командира в отношении факторов силы, пространства и времени. Тем самым способствуя, выигрышу и удержанию инициативы и быстрой реакции.

Воздушно-десантная операция имеет следующие характеристики: внезапность, воздушные коммуникации, скорость переброски войск на большие расстояния, боевое применение сил без опоры на инфраструктуру. Обязательными предпосылками для их реализации являются: пригодный воздушный транспорт, современные средства десантирования, пригодное для десантирования вооружение и материальные средства. Важнейшее значение также имеет подобранный и обученный личный состав и отработанная тактика действий, включая взаимодействие с “не воздушно-десантными частями”.

Воздушно-десантная операция – планирование и этапы

ВДО проводится в формах десантирования парашютным способом, высадки из вертолетов или транспортных самолетов. Указанные оперативные формы используются последовательно, параллельно или в сочетании между собой.

Воздушно-десантная операция в форме прыжков с парашютом дает оперативное преимущество, которое вытекают из возможности вступления сил в бой независимой от инфраструктуры. Целью таких действий может стать овладение аэродромом или морским портом. В этом случае операция, используя захваченные объекты инфраструктуры, создает предварительные условия для последующего введения “тяжелых” сил второго эшелона. Второй эшелон закрепляет и развивает успех, достигнутый в ходе ВДО, проведением своей собственной операции.

Планирование

Командование DSK уделяет особое внимание планированию операции. Отмечается, что оно требует от ответственного командира не только внимательного и тщательного подхода к деталям, но и определенной готовности к риску.

Как правило, подготовка и планирование проходят под высоким прессингом  дефицита времени и информации. Воздушно-десантная операция на этапе подготовки испытывает также влияние циклов планирования, используемых в ВВС.

Определяющей величиной при планировании ВДО является оценка количества и общей грузоподъемности (Lufttransportraum, LuTrspR) доступного воздушного транспорта. Точного планирования требуют оперативная загрузка средств доставки и последовательность “волн” десанта. Они создают предпосылки успеха действий на земле по захвату и удержанию плацдарма высадки (Luftlandekopfes, LLKopf).

Обычно, воздушно-десантная операция проводится в пять этапов.

Группа глубинной разведки бундесвера
Группа глубинной разведки бундесвера

Этап I – задействование сил разведки

Предварительно в район предстоящих действий выводятся силы глубинной разведки (Fernspähkräfte). При необходимости они усиливаются дополнительными специалистами. Группы глубинной разведки десантируются из самолета способом свободного падения с последующим раскрытием парашюта.

Они проводят рекогносцировку района предстоящей операции. Используя наблюдение и технические средства разведки, силы глубинной разведки добывают ключевую тактическую и оперативную информацию, необходимую для уточнения обстановки и детальной подготовки ВДО. Они обеспечивают прием передовых сил десанта, обозначая для них площадки высадки и приземления.

Рекогносцировка местности
Рекогносцировка местности

Этап II – развертывание передовых сил

Воздушно-десантная операция переходит во вторую фазу после прибытия в зону действий парашютно-десантного взвода специального назначения (Fallschirmspezialzuges). Как правило, взвод СпН проводит десантирование также способом свободного падения. Причем, аналогично силам глубинной разведки возможны другие виды высадки: из вертолетов, морских десантных средств и т. д.

Десантирование способом свободного падения
Десантирование способом свободного падения

После приема у сил глубинной разведки ответственности за район высадки командир передовых сил (взвода СпН) в рамках основной задачи продолжает разведку и рекогносцировку района операции. Ее целью является определение пригодности намеченных штабом ВДО площадок для приземления или высадки.

Во время высадки основных сил, парашютно-десантный взвод СпН обеспечивает безопасность районов десантирования, осуществляет наведение военно-транспортной авиации, при необходимости руководит непосредственной авиационной поддержкой. Принимает основные силы десанта и непосредственно на площадке приземления (высадки) вводит прибывшего командира в оперативную обстановку.

 Ввод в оперативную обстановку
Ввод в оперативную обстановку

Этап III – основные силы операции

Основные силы в зависимости от обстановки десантируются или высаживаются в описанных выше формах.

Воздушно-десантная операция может проводиться за пределами дальности полета вертолетов. В предстоящем районе действий могут отсутствовать подходящие основные или временные взлетно-посадочные полосы (ВПП). Вместимости одной ВПП может быть недостаточно для быстрого наращивания основных сил. В таких условиях их высадка осуществляется парашютным способом.

Само десантирование на парашютах проводится обычно ночью или в сумерках.

Десантирование парашютным способом
Десантирование парашютным способом

Этап IV – пополнение запасов

На этом этапе в район операции прибывают подразделения обеспечения. Целью их действий является наращивание запасов материальных средств (оружие и боеприпасы, продовольствие, горючее и т.п.), необходимых для гарантированного удержания площадки десантирования и создание возможности для выполнения последующих задач. Третий и четвертый этапы операции могут перекрываться.

Поворотный и основной момент этапа – прибытие роты обеспечения парашютно-десантного полка. Рота располагает необходимыми быстро доступными и аэромобильными логистическими возможностями, чтобы гарантировать требуемое тыловое обеспечение площадки высадки.

Этап пополнения запасов считается основой боевой устойчивости десанта и проводится, как правило, с воздуха. Однако, может проводиться и на земле при наличии соответствующих условий.

Подготовка грузовой платформы к десантированию
Подготовка грузовой платформы к десантированию

Этап V – завершение воздушно-десантной операции

Воздушно-десантная операция в своей последней фазе, как правило, связана с заменой участвовавших в ней сил или их выводом из района действий.

Замена становится частью последующей операции, проводимой другим контингентом войск. Вывод сил из района десантирования осуществляется путем отрыва или уклонения от противника.

Кроме того, в качестве завершающих форм ВДО рассматриваются действия по спасению и эвакуации, другие аэромобильные операции, операции по обману или операции против нерегулярных и тайно действующих сил.

Группа СпН в поиске
Группа СпН в поиске

Подготовка и тренировка

Важнейшим элементом успешного проведения ВДО командование бундесвера считает индивидуальную подготовку личного состава и младшего командного звена.

После приземления (высадки) десантник ведет бой как пехотинец. Сначала он действует без поддержки бронированной или защищенной техники против превосходящего по численности противника. Его тактика и мышление, исходя из этого факта, должны иметь особую тренированность и быть целенаправленными. Самостоятельность и решимость действий военнослужащих и командиров всех уровней имеют решающее значение для успешных боевых действий в районе десантирования.

Наряду с индивидуальной подготовкой всех военнослужащих, обучением в составе взвода и роты, взаимодействие всех сил и средств, включая возможности других военных организационных структур, представляются реалистичными только в рамках регулярных крупных учений. Это трудоемко, но необходимо для поддержания способности к проведению ВДО.

В настоящее время командование дивизии сил специальных операций бундесвера считает, что части 1 воздушно-десантной бригады имеют достаточный набор разнообразных тактических упражнений и учений по отработке приемов проведения ВДО. К их числу относятся учения под кодовым названием “Кондор” (Condor), “Лукс” (Luchs, “Рысь”) или “Айсреген” (Eisregen, “Ледяной дождь”) уровня бригады или парашютно-десантного полка. Помимо того, действия DSK регулярно встраиваются в более крупные общевойсковые или многонациональные проекты подобные маневрам “Джавтекс” (JAWTEX) или “Свифт Респонс” (Swift Response, “Быстрый ответ”).

Выводы

Воздушно-десантная операция сохраняется в арсенале приемов ведения боевых действий аэромобильных сил бундесвера.

Согласно взглядам немецких военных аналитиков, моральное воздействие на силы противника в ходе ВДО у него в тылу не следует недооценивать. Захват ключевых районов или нарушение линий связи оказывает значительное влияние на систему военного управления противника и, следовательно, может внести существенный вклад в общие действия своих сил.

Командование DSK полагает необходимым развивать взаимодействие с воздушно-десантными силами союзников по НАТО. Формами такого взаимодействия служат  теоретические совещания по тематике ВДО, а также совместные учения, проводимые с Нидерландами, США или Францией. На практике отрабатываются единые процедуры планирования, использование многонациональных самолетов с совместимым оборудованием для десантирования личного состава и грузов.

Воздушно-десантная операция может создавать условия для операций сил специального назначения. Следовательно, их взаимодействие должно гарантироваться путем единого планирования на всех уровнях.

Кроме того, поддержание и расширение возможностей ВДО также предполагает, развитие и закупку необходимых для этого материальных средств и оборудования – от парашютов до боевых машин. В этой области бундесвером реализуется серия проектов. В частности, ведется разработка перспективной десантируемой боевой платформы, которая должна стать преемником боевых машин “Визель” (Wiesel) и “Мунго” (Mungo). Проектируются новые планирующие парашютные системы для личного состава и грузов. Их реализация ожидается в ближайшей перспективе.


По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *