F-35 Lightning II

Истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II

Программа развития F-35 Lightning II, начатая в 2001 г., настолько пострадала в течение ее первого десятилетия из-за технических задержек и высоких затрат, что было предложено приостановить проект. В 2011 г. объединенное проектное бюро программы (Joint Project Office, JPO) приняло решение о широких реформах. С 2012 г. программа считается в значительной степени стабилизированной. Однако, некоторые эксперты в области вооружений как внутри, так и за пределами министерства обороны США продолжают сомневаться в надежности и боевой эффективности самолета.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Корпус морской пехоты США (КПМ) в июле 2015 г. заявил о готовности варианта F-35B c коротким взлетом и вертикальной посадкой. ВВС США в августе 2016 г. сделали аналогичное заявление в отношении классической модели F-35A. Ожидается, что ВМС США в августе 2018 г. примут на вооружение вариант F-35C, пригодный для базирования на авианосцах.

Истребитель F-35 Lightning II
Истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II

F-35 Lightning II – проблемы программного обеспечения

Согласно публикациям, ввод в эксплуатацию F-35C откладывается в связи с тем, что полная версия программного обеспечения (ПО) для управления и эксплуатации самолета по-прежнему не готова. Корпус морской пехоты и ВВС США намерены начать эксплуатацию самолета с менее мощным ПО. Командование же ВМС из-за особых условий эксплуатации на авианосцах ожидают полной версии под условным наименованием “Блок 3F” (Block 3F).

Управляющее программное обеспечение самолета отвечает за полет F-35 Lightning II, работу его РЛС, систем связи и навигации, сети датчиков, средств РЭБ и применение оружия. Как указывают специалисты, используемая в настоящее время версия ПО, в целом, позволяет осуществлять полет и боевые маневры. Вместе с тем, выполнение определенных задач, таких как борьба с наземными целями или поражение быстро двигающихся транспортных средств возможно только с версией “Блок 3F”. Количество доступных типов полезной нагрузки до ввода в эксплуатацию “Блока 3F” также остается ограниченным.

F-35A
F-35A

По данным на сентябрь 2017 г. согласно планам объединенного бюро (JPO), тестирование состоящей из десяти миллионов строк кода полной версии ПО планировалось закончить к октябрю того же года. К этому же времени, по утверждениям JPO, должен формально завершиться этап проектирование и фаза разработки системы F-35 Lightning II (System Design and Development Phase, SDD). Началом серийного производства самолета указывался рубеж апреля 2019 г.

Планы под вопросом

Счетная палата США (Government Accountability Office, GAO), в апреле 2017 г. опубликовала итоги своего исследования программы F-35. В них палата прежде всего отмечала, что завершение этапа SDD уже вынужденно смещалось несколько раз. И в последний раз с мая на октябрь 2017 г. Проводимые в рамках SDD летные и системные испытания выполнены только на 90 процентов. Согласно прогнозу счетной палаты, готовность и тестирование программного обеспечения, а также завершение этапа SDD F-35 Lightning II может быть отложено до мая 2018г.

В январе 2017 г. (J. Michael GILMORE), отставной руководитель отдела по тестированию и оперативной оценке новых систем оружия (Director of Test and Operational Evaluation) министерства обороны США, также предупреждал, что самолет недостаточно проверен. Его отдел отметил 276 основных недостатков, в том числе серьезных, первой категории, почти 80. По оценке Дж. Гилмора, завершение этапа SDD в интересах устранения всех слабых сторон проекта может быть перенесено до 2020 г.

Дж. Майкл ГИЛМОР
Дж. Майкл ГИЛМОР

Прочие неприятности

По мнению военных аналитиков, отсрочка на 2018 г. или еще дальше предсказуемо приведет к переносу начала фазы войсковых испытаний и ввода F-35C в эксплуатацию. Кроме того, специалисты счетной палаты полагают, что до окончания фазы SDD еще ожидаются изменения конструкции, поскольку тестирование операционной системы с высокой вероятностью приведет к необходимости ее корректировки.

Сообщается, что потенциальные изменения ожидают не только ПО или элементы быстрого конфигурирования системы (plug-and-play). ВМС, например, в начале 2017 г. хотели по-новому исполнить крылья F-35C, чтобы предотвратить их колебания при внешнем управлении ракетой AIM9X. Сотрудники счетной палаты США, кроме того, утверждали, что имеет смысл ждать начала серийного производства. Только после этого станет понятно, что уже поставленные боевые машины не требуют никаких доработок. Согласно планам, до конца 2017 г., предусматривалось принять на вооружение более 250 самолетов из предсерийного производства.

Ракета AIM9X
Ракета AIM9X

Вместе с тем, бюро JPO отстаивает своего план-график. Так, главный инженер Джим РОККО (Jim RUOCCO) в конце мая 2017 г. уверял, что известные дефекты первой категории будут устранены до осени 2017 г., а “последовательность их решения определяется вооруженными силами”. Армия исследует влияние отдельных дефектов на соответствующий боевой профиль F-35 Lightning II и определяет свой перечень приоритетов. Вместе с тем, по утверждению  JPO, все критически важные оперативные системы самолета полностью готовы.

Ценовая спираль F-35 Lightning II

Как отмечают эксперты, спираль затрат на F-35 закручивается с 2012 г. При этом, одни  обращают внимание на снижение стоимости единицы изделия, а другие – на рост затрат на программу в целом.

С каждым траншем запущенного в 2007 г. предсерийного производства стоимость единицы изделия снижается. В рамках десятого и последнего транша в ноябре 2016 г. модель F-35A стоила около 94,6 млн. долл. США. Варианты F-35B и F-35C оценивались соответственно в 122,8 и 121,8 млн. долл. Разная цена разработки отражала более сложные технологии вариантов B и C, а также тот факт, что оба варианта производятся в существенно меньшем количестве, чем вариант А.

Как ожидает компания “Локхид Мартин” (Lockheed Martin), цена F-35A с 13 транша (т. е. второго транша серийного производства) в долгосрочной перспективе остановится в пределах 85 млн. долл. В контексте серийного производства также должна уменьшиться цена вариантов B и C. В июле 2017 г. генерал-лейтенант Кристофер БОГДАН (Christopher BOGDAN), бывший руководитель программы F-35 Lightning II, ожидал снижение стоимости одного F-35A к 2020 г. в процессе серийного производства ниже уровня в 79 млн. долл. Однако, он же предсказывал последующее ее увеличение с середины и до конца 2020-х годов. Такая тенденция, по мнению генерала, возможна вследствие повышения “естественной” боевой эффективности самолета.

Генерал-лейтенант Кристофер БОГДАН
Генерал-лейтенант Кристофер БОГДАН

Вместе с тем, последнее решение ВВС США о снижении темпов закупок оказало свое негативное влияние. В силу ограничений бюджета ВВС США после начала серийной закупки смогут приобретать в год только 60 самолетов вместо запланированных ранее 80 машин. В результате ВВС на приобретение намеченных 1 763 F-35A потребуется на шесть лет больше. Согласно представленной в июле 2017 г. оценке министерства обороны США затраты на закупку всей программы F-35 Lightning II увеличатся на 27,5 млрд. долл. до общей суммы 406,5 млрд. долл. (по оценкам 2016 г.). В итоге стоимость одного самолета возрастет на миллион долл. США, но, как считается, этого не достаточно, чтобы отрицать тенденцию к снижению удельных затрат.

F-35 Lightning II – отчеты о тренировках

Согласно публикациям, опыт первых лет эксплуатации самолета уже позволил  личному составу экспериментальной и боевой эскадрилий ВС США разработать и  протестировать ряд оперативных концепций применения нового оружия.

Некоторые результаты

По мнению американских специалистов, комбинация технологии “стелс”, сенсоров и оружия большой дальности обеспечивают самолеты “непревзойденный до сих пор боевой потенциал”.

В частности, в рамках учения  “Red Flag” (Красный флаг) в Неваде, в феврале 2017 г. F-35 в воздушном бою с истребителями F-16 достиг рекорда побед – 15:1. Отмечается, что и в рамках реальных боевых сценариев истребители успешно преодолевали системы ПВО и электронного противодействия противника и проводили разведку целей. Из 51 бомбы, применявшейся с борта F-35, 49 достигли своей цели.

F-35 на учениях "Red Flag"
F-35 на учениях “Red Flag”

Аналогичные результаты получены в ходе многочисленных тренировок. Прежде всего, пилотами самолета отмечается всеобъемлющая картина обстановки, получаемая благодаря бортовым системам обнаружения. Положительно оцениваются свойства “невидимости” (Stealth) и система РЭБ.

Особо подчеркивается, что боевая эффективность F-35 Lightning II дополнительно возрастет с введением программного обеспечения “Блок 3F”. Кроме того, планируются регулярное дооснащение самолета новыми более производительными версиями ПО, образцами оружия и сенсоров.

По заявлению генерала К.Богдана, в течение следующего десятилетия “почти гарантировано” произойдет поставка новых двигателей или их элементов. Находящийся в разработке двигатель с универсальной адаптивной технологией ADVENT (Adaptive Versatile Engine Technology) позволит увеличить мощность привода и дальность полета самолета на 30 – 40 процентов.

Двигатель с универсальной адаптивной технологией
Двигатель с универсальной адаптивной технологией

Нюансы оперативного использования

Западные военные специалисты особенно важным считают тот факт, что F-35 в течение двух десятилетий будет применяться во взаимодействии с самолетами 4-го технологического поколения, например: F/A-18, F-15, “Еврофайтер”. При этом, на F-35 Lightning II, использующий скрытый режим, среди прочего, будет возлагаться роль разведчика во вражеском воздушном пространстве. Он выявляет цели и передает их координаты другим самолетам, кораблям или артиллерии, которые поражают противника своим оружием большой дальности.

Однако, до сих пор передача информации остается проблематичной. Обмен информацией между истребителями F-35 происходит через защищенный от прослушивания и пеленгации многофункциональный канал передачи данных (Multifunction Advanced Data Link, MADL). Самолеты 4-го поколения используют, как правило, систему обмена данными “Линк 16” (Link 16). К ней же подключены боевые корабли и сухопутные войска. Использование Link 16 самолетами F-35 также возможно, но тогда, несмотря на режим “невидимости”, возникает опасность перехвата сигнала противником и вскрытия факта присутствия самолета в его воздушном пространстве.

Самолет U-2
Самолет U-2

Потенциальное решение проблемы продемонстрировала компания “Локхид Мартин” в ходе учения “Северный край 2017” (Northern Edge 2017). Разработанная по ее инициативе  система Enterprise Mission Computer 2.0 (далее – EMC2) использовалась, как интерфейс между самолетами с разным оборудованием связи. В рамках учения комплекс EMC2 устанавливался на самолет U-2, который служил ретранслятором между системами MADL и Link 16. При этом, F-35 осуществляли передачу данных исключительно через MADL и таким образом не излучали в эфир никаких электронных сигналов.

Глобальная дислокация

По оценкам экспертов, развертывание F-35 продолжается успешно. В США до сих пор сформированы четыре эскадрильи ВВС. Они находятся на авиабазах (АВБ) Хилл (Hill), шт. Юта и Люк (Luke), шт. Аризона. С 2022 г. эскадрилья ВВС США в составе 60 самолетов F-35 Lightning II на постоянной основе будет дислоцироваться на АВБ Лейкенхит (Lakenheath) в Великобритании. КМП США в настоящее время располагает двумя эскадрильями F-35. Одна размещена на АВБ Юма (Yuma), шт. Аризона, а другая с января 2017 г. – на АВБ Ивакуни (Iwakuni) в Японии.

Авиабаза Ивакуни , Япония
Авиабаза Ивакуни , Япония

Осенью 2017 г. шесть F-35B, дислоцированных в Японии, приступили к боевой службе на море. Шестимесячный поход в Тихом океане и в восточной части Индийского океана пройдет на борту универсального десантного корабля “Уосп” (USS Wasp). С начала 2018 г. эскадрилья, дислоцированная на АВБ в шт. Аризона, приступит к шестимесячному дежурству на Ближнем Востоке на борту авианосца “Эссекс” (USS Essex). Высказывается мнение, что первая боевая операция с участием F-35В состоится в рамках этих миссий.

Авианосец USS Essex
Авианосец USS Essex

ВВС США в апреле и мае 2017г. впервые осуществили иностранную переброску самолетов. Восемь F-35A с АВБ Хилл в течение трех недель провели на АВБ Лейкенхит в Великобритании. Откуда выполнили краткосрочные вылеты в Эстонию и Болгарию. В рамках этой командировки совместно с самолетами перебрасывались команды обслуживающего персонала и комплекты запасных частей.

Сеть обеспечения

Незадолго до выхода на пенсию генерал К. Богдан в интервью журналу ВВС остался доволен состоянием дел с F-35 Lightning II. Самой большой проблемой на тот момент он назвал  инфраструктуру обслуживания, включая обеспечение запасными частями.

“Перед лицом количества самолетов и мест базирования, которые у нас появятся за десять-пятнадцать лет, я переживаю в отношении нашей способности глобального обеспечения этих самолетов. Возможность промышленности и армии, обслуживать все эти самолеты по приемлемой цене, вероятно, является самым большим текущим риском программы”, – пояснил генерал. В настоящее время ремонтные подразделения в местах базирования все еще недостаточно оснащены. В результате запасные части для самолетов отправляются изготовителем.

Все же сообщается, что в ближайшие годы должна возникнуть глобальная сеть складов с запасными частями. Обслуживание и снабжение дислоцированных самолетов перейдет к разворачиваемой системе логистики регионального уровня. С учетом одиннадцати стран в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, высказавших намерение  приобрести F-35, Пентагон рассчитывает на организацию разветвленной глобальной сети дружественных баз обеспечения.

Международная программа

По мнению экспертов, хотя США в программе F-35 Lightning II всегда ведущую роль оставляли за собой, проект с самого начала ориентирован на международное сотрудничество. Так, в этапе SDD программы кроме США принимают участие еще восемь государств: Австралия, Дания, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция. К ним примыкают  Израиль и Сингапур в качестве партнеров по сотрудничеству.

Более 1300 поставщиков – в основном из упомянутых страны – привлечены к производству самолетов. Окончательная сборка F-35 осуществляется преимущественно компанией “Локхид Мартин” в Техасе. Там же изготавливают переднюю часть фюзеляжа и крылья. Производство средней секции фюзеляжа выполняется в “Нортроп Грумман” (Northrop Grumman), шт. Калифорния. Хвостовую часть самолета производит “БиЭйИ Системз” (BAE Systems) в Великобритании. Отдельные заводы окончательной сборки  расположены также в г. Камери (Cameri), Италия (компания Leonardo s.p.A.), и в г. Комаки (Komaki), Япония (предприятие Mitsubishi Heavy Industries). Предполагается, что на их базе в будущем развернется регулярное обслуживание и модернизация F-35 в Европе и Азии.

F-35 на заводе Mitsubishi Heavy Industries
F-35 на заводе Mitsubishi Heavy Industries

Покупатели F-35 Lightning II

По утверждению зарубежных СМИ, все партнеры проекта намерены купить самолет. Вместе с тем, Канада ставит приобретение под вопрос. Предполагается, что Оттава определится с покупкой F-35 или более дешевого самолета к 2020 г. Сингапур в 2016 г. также отложил решение, возможно, чтобы дождаться завершения технической разработки.

На сегодня крупнейшим покупателем F-35 являются США с планом закупки 2 456 самолетов. Совокупная заявка партнеров по НАТО составляет около 460 машин. Вне группы разработчиков потенциальные страны-покупатели делятся на гарантированных и потенциальных клиентов. В Азии Япония и Южная Корея уже приобрели Lightning II. Около шести стран НАТО, а также Саудовская Аравия, эмираты Персидского залива и Индия считаются потенциальными клиентами. Их заказы в долгосрочной перспективе, как предполагается, могли бы увеличить продажи F-35 минимум до 4000 самолетов.

Германия также рассматривает возможность покупки F-35. По сообщению информационного агентства “Рейтер” 17 мая 2017 г. отдел планирования ВВС Германии в США подал заявку на доступ к конфиденциальной информации в отношении сенсорной техники, управления информацией и боевых характеристик самолета. На тот момент решение о замене в 2025-2035 гг. истребителей четвертого поколения еще не принималось. Шел первичный сбор информации. В дальнейшем мнения министерства обороны Германии и инспектора ВВС бундесвера Карла Мюллнера (Karl Müllner) разделились (подробнее).

Таким образом, американская программа строительства самолета пятого поколения F-35 Lightning II продолжает развиваться. Причем, рубежи начала серийного производства машины остаются размытыми. Проект регулярно сталкивается с разного рода проблемами, начиная от финансирования и до проблем совместимости с техникой более раннего поколения. Вместе с тем, нельзя не отметить боевой потенциал самолета и глобальный подход к созданию сети баз его базирования и обслуживание.


По материалам журнала “Europäische Sicherheit &Technik”

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Один комментарий

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *