Немецкое танкостроение в двух мировых войнах

В марте 2018 г. немецкое танкостроение отметило свое столетие. По этому поводу авторитетный военный журнал “Europäische Sicherheit &Technik” опубликовал статью под названием: “1918 – 2018: 100 лет немецким танкам. От A7V к “Леопарду 2 А7V”. Ниже приводится отрывок из этой статьи, касающийся двух мировых воин.

ЛитРес:

Танкисты Гудериана рассказывают. «Почему мы не дошли до Кремля»Электронная книга
Танкисты Гудериана рассказывают. «Почему мы не дошли до Кремля»
Автор: Йоганн Мюллер
Из серии: Врага надо знать! Немецкие мемуары Второй Мировой

Подробнее о книге…

В рамках операции “Михаэль” (“Michael”) на Западном фронте 21 марта 1918 г. 63 немецкие дивизии в полосе шириной 75 км начали контрнаступление против французских и британских позиций. В этом бою впервые была применена немецкая бронированная машина “Штурмпанцерваген А7V” (Sturmpanzerwagen A7V). Немецкое танкостроение в последующие 100 лет знало взлеты и падения, история которых поэтапно изложена в настоящей статье.

 Sturmpanzerwagen A7V
“Штурмпанцерваген А7V”

Немецкое танкостроение в Первой мировой войне.

На первое применение британских танков 15 сентября 1916 г. в Германии отреагировали достаточно нерешительно. Несмотря на большую неожиданность и панику в немецких окопах боевая эффективность танков была неубедительна. С ограниченным приоритетом в ноябре 1916 г. военное управление проявило первую активность в отношении строительства немецкой бронированной машины. Строительство первого образца машины A7V, оснащенной бронированным корпусом, завершилось в октябре 1917 г.

Фактически, 21 марта 1918 г. под Сент-Квентином состоялось первое боевое применение девяти “Штурмпанцерваген А7V”. Согласно докладам, уже на марше к линии фронта имели место многочисленные технические неисправности. Хотя бронемашина A7V и показала низкую пригодность для движения по бездорожью, она проявила более благоприятные боевые характеристики, чем британские танки.

Во второй половине Первой мировой войны, концептуальное развитие немецкого танкостроения продолжалось, и это была уже одновременная работа над несколькими проектами. В частности, существовала концепция тяжелого танка (K-Wagen) с массой 140 тонн, а также велась разработка легкой боевой машины в классе от шести до восьми тонн “Кавалериепанцер” (Kavalleriepanzer, рус. – дословно “кавалерийский танк”).

 Тяжелый танк K-Wagen
Тяжелый танк K-Wagen

Период между двумя мировыми войнами

После окончания Первой мировой войны статья 171 Версальского договора, среди прочего, запрещала производство и ввоз бронеавтомобилей и танков в Германию. Это означало конец молодых механизированных войск. Вплоть до 1929 г. началось время без танков. Однако, это вызвало серьезную обеспокоенность командующего сухопутными войсками рейхсвера генерал-майора Ханса фон ЗЕЕКТА (Hans von SEECKT). Благодаря ему, оперативная и тактическая подготовка в кадрированных частях развивалась.

Ханс фон ЗЕЕКТ
Ханс фон ЗЕЕКТ

В оставшихся отделениях механизированных войск (Kraftfahrabteilungen) наряду с теоретической подготовкой практиковались альтернативные практические тренировки на местности с макетами. Реальное обучение экипажей и приобретение конкретных навыков в этих условиях были невозможны. Здесь оказал помощь заключенный в 1922 г. в Рапалло (Rapallo) договор с Советским Союзом. Он, среди прочего, открыл возможность для взаимопомощи в военной области. Так, Советский Союз в 1928 г. под Казанью предоставил в распоряжение рейхсвера учебный и тренировочный полигон Кама.

Тренировки на местности с макетами
Тренировки на местности с макетами

С целью сделать возможным обучение экипажей по основным дисциплинам вождения, радиосвязи, стрельбы, обслуживания и ремонта техники уже в 1925 г., при строгом сохранении секретности, заключаются договора на строительство шести “больших тракторов” (“Großtraktoren”) с компаниями “Крупп” (Krupp), “Райнметалл” (Rheinmetall) и “Даймлер-Бенц” (Daimler-Benz). Боевую технику после сборки в Германии без каких-либо тестовых прокатов в июле 1929 г. перевезли в танковую школу Кама, где и испытали.

"Большой трактор" производства компании "Крупп"
“Большой трактор” производства компании “Крупп”

В этот период, как и в ходе Первой мировой войны, Германия снова хотела иметь (наряду с более тяжелой штурмовой и предназначенной для прорыва боевой машиной) более легкий и более быстрый “кавалерийский танк”. В этой связи компании “Крупп” и “Райнметалл” в 1928 г. получили контракт на строительство “легкого трактора”. До 1930 г. четыре “легких трактора” (“Leichttraktor”) были изготовлены и сразу же перевезены в танковую школу Кама.

Легкий трактор
“Легкий трактор”

Позднее данная серия разработок не получила продолжения. Вместо этого в 1932 г. принимается решение о развитии концепции “большого трактора”. Из этих соображений последовало развитие “строительства нового бронированного автомобиля” (“Neubaufahrzeug“). Пять новых “автомобилей” были отправлены в 1936 г. Концептуально к этому моменту они уже устарели, поэтому использовались преимущественно для учебных целей.

Neubaufahrzeug
Neubaufahrzeug

В отношении развития оперативно-тактической мысли.  Передовой концепцией боевого применения бронетехники с 1922 г. занимался Гайнц ГУДЕРИАН (Heinz GUDERIAN). В начале 1930-х годов ему удалось провести многочисленные выступления в различных организациях. Быстрое продвижение вперед в строительстве новых танковых войск согласно взглядам Гудериана стало возможным после захвата власти национал-социалистами в 1933 г.

Гайнц ГУДЕРИАН
Гайнц ГУДЕРИАН

Немецкое танкостроение в предвоенный период

Для оснащения танковых войск в начале 1930 гг. потребовались два типа боевых машин в классе 20 т. Вместе с тем, немецкой танковой промышленности потребовалось определенное количество времени для закупки оборудования и начала серийного производства этого вида крупной военной техники. В этой связи, было найдено промежуточное решение: как можно скорее начать производство учебной техники.

Panzerkampfwagen I
Panzerkampfwagen I

Временные решения изначально заключались в разработке и строительстве легких боевых бронированных машин “Панцеркамфваген” (Panzerkampfwagen, PzKpfWg) в классе 5 т (PzKpfWg I) и более тяжелых в классе 10 т (PzKpfWg II). Благодаря этому стало возможным проводить интенсивное обучение.

Panzerkampfwagen II
Panzerkampfwagen II

В 1934 г. тогдашнее ведомство по вооружению выдало заказы на разработку двух средних боевых машин в классах 15 т и 18 т. Эти типы боевых машин должны были позднее образовать основу оснащения танковых дивизий. При этом, более легкий вариант предполагалось оснащаться оружием для поражения танков, а 18-ти тонная машина предназначалась для использования в качестве поддерживающего средства. Она оснащалась оружием большего калибра.

Panzerkampfwagen III
Panzerkampfwagen III

Первая боевая техника, модели PzKpfWg III и IV, начала поступать в войска с 1936 г. Уже в первых боях проявились их недостатки. Приходилось проводить постоянные улучшения вооружения и защиты, что привело к неизбежному увеличению их веса.

Panzerkampfwagen IV
Panzerkampfwagen IV

Немецкое танкостроение во Вторая мировая война

Позднее, в июле 1941 г. с появлением основного боевого танка Т-34 стало понятно, что философия интерпретации, разработанных до начала войны боевых машин, в отношении эффективности оружия и бронезащиты могла бы быть более верной. В основном в Германии с конца 1930-х гг. также проводится развитие тяжелых боевых машин. Однако, это происходит под некоторым нажимом. Напротив, в мае 1941 г. потребовалась разработка новой боевой машины с вооружением и защитой, превосходящими противника.

Соответствующие контракты на разработку получили компании “Хеншель” (Henschel) и “Порше” (Porsche). Они провели всю работу под большим временным прессингом. Для серийного производства модели “Тигр Е” (PzKpfWg VI Tiger E) была выбрана версия “Хеншель”. Боевое крещение первые четырех “Тигр E” в августе 1942 г. в районе Ленинграда. Практически без предварительного испытательного тестирования техника пошла в бой в условиях тяжелой для транспортных средств совершенно неподходящей местности. При этом, уже в ходе первого боевого применения новый танк “Тигр Е” попал в руки к русским.

PzKpfWg VI Tiger E
PzKpfWg VI Tiger E

“Райнметалл” в июле 1941 г. получил заказ на создание новой танковой пушки с новой башней, а в ноябре 1941 г. последовали новые заказы для компаний “Ман” (MAN) и “Даймлер-Бенц” на разработку нового танка. Категорическим требованием заказчика стало наклонное расположение броневых пластин.

Практически без испытаний началось немедленно массовое производство танка “Пантера” (PzKpfWg V Panther). Первый серийный танк компания “Ман” смогла выпустить в декабре 1942 г. Под литерой D в январе 1943 г. он поступил в войска. В июле 1943 г. 204 машины участвовали в операции “Цитадель” на Курской дуге – хотя танки были абсолютно не пригодны для использования. Ожидаемо это привело к драматическим (техническим) сбоям. Так, вечером первого дня сражения только 40 “Пантер” были готовы к бою.

Пантера
“Пантера”

Вместо того, чтобы при производстве техники сосредоточиться на одном типе танка, в конце 1942 г. принимается решение начать еще одну новую разработку. Эта модель подобно “Пантере” должна была иметь скошенные бронелисты, но требовала реорганизации всех ключевых конструктивных узлов.

Гитлер в начале 1943 г. решил, что новая боевая машина должна получить более мощную пушку 8,8 см KwK 43 L / 71 и гораздо более сильное бронирование. Из представленных проектов в феврале 1943 г. одобрение получило предложение конструкторов от “Хеншель”. Тут же приступили к производству.

Первый “Королевский тигр” (PzKPfWg Tiger B “King Tiger”) был поставлен в феврале 1944 г. Машина с боевым весом в 69,8 т стала самых тяжелым из серийно изготавливавшихся боевых танков Второй мировой войны. В результате бронированные боевые машины “Тигр” превратились в легенду, для войск с большим количеством более легких, подвижных и надежных в эксплуатации машин. Господствующие к концу войны разновидности типов бронированной техники экстремально загружали эвакуационные и ремонтные подразделения.

Королевский тигр
“Королевский тигр”

Сверх тяжелые танки

В начале 1942 г. начались размышления относительно разработки сверх тяжелого боевого танка. В частности, управлением вооружения велись переговоры с компанией “Крупп”, а рейхсканцелярия – с “Порше” относительно разработки танка весом в 100 т. Конкретный контракт в марте 1942 г. заключается с предприятием “Порше”.

Первые чертежи были представлены летом 1942 г. Хотя уже было изготовлено десять экземпляров танка “Мышонок” (Maus), по указанию Гитлера, работу над проектами передали Kруппу. Два прототипа были завершены в декабре 1943 г. После заводских испытаний в г. Бёблинген (Böblingen) осенью 1944 г. обе машины перевезли на армейский испытательный полигон в г. Куммерсдорф (Kummersdorf). Однако, когда весной 1945 г. первые русские части подошли к Вюнсдорфу (Wünsdorf) обе машины были взорваны.

Мышонок
“Мышонок”

Наряду с разработкой тяжелых и сверх тяжелых бронированных машин в период 1942-43 гг. дополнительно начались работы над двумя монстрами весом 1000 т. (Проект получил обозначение “Ландройцер” (Landkreuzer), рус. – “наземный крейсер”)

Ландройцер
“Ландройцер”

Командование танковых войск к этим гигантским машинам вообще не имело никакого интереса. Во-первых, массово пострадали бы нормы производства установленных моделей, а также возникли бы неразрешимые проблемы обслуживания и обеспечения запасными частями. В дополнение ко многим нерешенным техническим проблемам не была ясна реальная тактическая выгода от этих гигантов и отсутствовала убедительная тактическая концепция их применения.

ЛитРес:

Танки Блицкрига Электронная книга
Танки блицкрига Pz.I и Pz.II
Автор: Михаил Барятинский
Из серии: Война и мы. Танковая коллекция

Подробнее о книге…

На проекты тяжелых танков с 1942 г. были бессмысленно завязаны ценные инженерные мощности немецких танковых заводов. Вместе с тем, несмотря на сложные условия немецкая оружейная промышленность во многих областях вплоть до конца войны работала на полную мощность и зачастую использовала весьма инновационные технологии (не всегда нужные войскам). После окончания войны с весны 1945 г. и до начала 1956 г. в Германии снова началось время без танков.


По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Один комментарий

  1. ошибки бывают у всех.особенно когда вмешиваются неграмотные руководители,

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *