Боевые самолеты будущего — боевая эффективность

Боевая эффективность самолета в современном бою достигается многими факторами, в совокупности гарантирующими выполнение поставленных задач и безопасность экипажа. За счет чего в будущем предполагается достичь требуемого результата, какие основные технологические приемы с наибольшей вероятностью станут ключевыми — вот тема очередной статьи из серии «Перспективный самолет поколения Х».

Возросшая боевая эффективность.

Согласно взглядам западных военных специалистов, боевая эффективность самолета имеет двойственную структуру.

ЛитРес

Стратегическое оружие бужущегоЭлектронная книга
Стратегическое оружие будущего
Автор: М. А. Кардашев

Подробнее о книге… 

 

С одной стороны, она определяется его собственной функциональностью, которой  должно быть достаточно для противодействия вражеским истребителям и системам ПВО, достижения района цели и благополучного возвращения. Другой составляющей боевой эффективности служит вооружение, пригодное для уничтожения или нейтрализации разнообразных целей. Поражение целей должно происходить с высокой вероятностью, по разумной цене и с минимальным побочным эффектом.

Сверхзвуковая крейсерская скорость

По некоторым оценкам, сегодня поднять боевую эффективность самолета существенно выше уровня четвертого поколения путем улучшения его аэродинамики достаточно сложно. По этой причине открытые источники крайне скудны в области аэродинамических концепций. Исключением может считаться крейсерский полет на сверхзвуковой скорости, получивший обозначение «суперкруиз» (Supercruise).

F-22 и F-35
Самолеты пятого поколения F-22 и F-35

На некоторых самолетах поколений 4+ и 5 (например, «Еврофайтер» и F-35) уже реализована возможность полета со сверхзвуковой скоростью без (непрерывного) использования дожигателя. Эксперты полагают, что полет на сверхзвуке станет важной характеристикой поколения «Х».

«Суперкруиз» увеличивает запас топлива для воздушного боя, сокращает время реакции для систем противника и увеличивает кинетический потенциал бортового вооружения. Наряду с минимальным сопротивлением планера самолета «суперкруиз», прежде всего, требует двигателей нового типа. Помимо высокой тяги, сохранения необходимой дальности или продолжительности полета, такие двигатели должны гарантировать во время сверхзвукового полета максимально приемлемый расход топлива.

Боевая эффективность и новый тип двигателя

Ожидается, что подобные характеристики смогут гарантировать двигатели адаптивного цикла с переменным коэффициентом степени двухконтурности (Adaptive Cycle Engines, ACE). Двигатели с предопределенным коэффициентом степени двухконтурности оптимизированы либо для высокой тяги (турбореактивный — военный), либо для экономичного расхода топлива (турбовентиляторный — гражданский).

Adaptive Cycle Engines
Adaptive Cycle Engines, ACE

Двигатели адаптивного цикла за счет регулирования дополнительного потока смогут работать, то по турбореактивной, то по турбовентиляторной схеме. Композитные материалы на основе керамической матрицы (Ceramic Matrix Composites) и 3D-печать, как новое средство производства более сложных компонентов, позволяют дополнительно повысить рабочую температуру двигателей, а следовательно, их эффективность.

GE Aviation
Компания «GE Aviation»

Согласно публикациям, многие западные производители двигателей уже занимаются ACE. Так, компания «ДжиИ Эвиэйшн» (GE Aviation) с 2006 г. развивает две исследовательские программы министерства обороны США по разработке ACE. Новый двигатель должен давать на 20 процентов больше тяги и экономить до 25 процентов топлива.  Если перевести эти показатели на боевую эффективность, то они позволят на 35 процентов увеличить дальность или на 50 процентов продолжительность полета в зоне боевых действий. Такой рост производительности, не требующий дополнительного запаса топлива, обеспечит значительное увеличение возможностей боевых самолетов, включая будущие «стелс»-самолеты в размерной категории истребителя F-35.

Читайте также: «Перспективный самолет поколения «Х» —  технологические тенденции для боевых самолетов будущего»

ЛитРес

Самолеты мираЭлектронная книга
Самолеты мира
Автор:А. Г. Мерников
Из серии: Большой иллюстрированный атлас вооружений

Подробнее о книге… 

Ваши комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Loading Facebook Comments ...
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Я принимаю соглашение об обработке персональных данных
Генерация пароля